3 июня 2019 г.

Арт-фестиваль «мУкА. Склады искусства»

С 31 мая по 2 июня в Томске рядом со зданием Гороховских складов возле Речвокзала прошел арт-фестиваль  «мУкА. Склады искусства».

У меня после трех дней общения случился перегруз
Я в нем принимала участие в нескольких ролях, так что сегодня не просто отзыв, а попытка рассказать об организации фестиваля изнутри и снаружи.

Куратором фестиваля выступила известная томичка Анастасия Куклина, которая в прошлом году выиграла грант на форуме «Таврида». Цель проекта: привлечь внимание к бедственному состоянию памятника архитектуры «Склады купца Горохова» и необходимости его реставрации. Проект использования этого здания в качестве центра современной культуры существует уже несколько лет, но с места дело так и не сдвинулось.

Настя — человечище с невероятной энергией
Фестиваль «мУкА. Склады искусства» прошел в формате паблик-арта: объекты современного искусства, посвященные проблеме сохранения культурного наследия, поместили в пространство инсталляции рядом со зданием, и таким образом объединили идею и ее физическое воплощение в доступной людям форме. Некоторые объекты можно было трогать, часть из них создавались при зрителях, и демонтаж также был открытым. Кроме этого арт-группа Сну-Сну провела два перфоманса. Надеюсь, записи потом выложат на youtube, и я их сюда впихну.

Я в число участниц попала случайно: у нас с Ирой были растяжки с двух томских монстраций, и я предложила Насте их в качестве арт-объектов. Но мне кажется, что в общую картину проекта они вписались неплохо, учитывая, что создавали мы их под другие нужды. Тематически например моя идея «Я ЛЮБЛЮ ТОМск-ЯМ» близка к тому, что говорит фестиваль в целом: мы тут живем, мы любим этот город, но видим и недостатки.

Ткань оказалась лучшим материалом для объекта, а металлизированный скотч переживет все!
Правда, нас подвела погода: смонтировать выставку накануне открытия получилось лишь частично из-за ливня, поэтому мы свои растяжки вешали прямо 31 мая с утра. Конечно, у нас были работы из материала, которому дождь не страшен, в отличие от картин, например. Так что осталось их только закрепить от порывов ветра. Кое-кто, я знаю, уже взяли на заметку идею использовать ткань и металлизированный скотч.

В день открытия погода также стояла плохая, поэтому две экскурсии пришлось перенести. Зато в субботу и воскресенье было ясно, и все задуманные активности на свежем воздухе прошли успешно. Я сходила на экскурсию Екатерины Кирсановой о трудовой славе инженера и архитектора Крячкова, который много сделал для Томска в свое время. Например, он дал денег на Высшие женские курсы и сам вел там занятия, несмотря на то, что дремучие томичи были против, и даже лупили курсисток. У Кати есть экскурсия по женской истории Томска, о ней я писала совсем недавно.

Екатерина рассказывает о своем опыте градозащитного художественного активизма
Вечером 1 июня Настя провела экскурсию по выставке совместно с авторами работ, где мы кратко представили арт-объекты и рассказали о том, какие идеи лежат в их основе. А потом меня неожиданно пригласили в пространство Flat, об открытии которого я тоже недавно писала, принять участие в публичном обсуждении первого дня фестиваля. Эту встречу организовал Саша Цайзер, по его словам, чтобы поговорить, пока впечатления свежи и вообще хочется что-то обсуждать.

В итоге собралась небольшая компания, правда, без Насти Куклиной, но с Аксиньей Сарычевой и Митей Главанаковым, чьи работы участвовали в фестивале. Дискуссия шла в свободной форме, поэтому получилась немного бестолковой и сразу обо всем, зато живой. Не обошлось без претензий: почему среди участников нет новых имен? Я согласна в целом, что в Томске такая проблема есть, и ее нужно решать. Но смысл фестиваля все-таки был не в поиске и презентации новичков. Поэтому Настя имела полное право отобрать людей, в которых уверена.

31 мая погода шептала, но что-то не то
А кто хочет новых имен, могут сами взять и организовать свой фестиваль, если позволите воспользоваться манипулятивным приемом, которым жонглировали некоторые участники дискуссии. Вообще встреча в Flat стала интересным примером быстрой рефлексии, когда обсуждают все, что пришло в голову в первые минуты посещения фестиваля. Я такие обсуждения люблю, и считаю, что в Томске их незаслуженно мало, потому что у нас все (и я в том числе) адски уверены в своей правоте и ненавидят дискуссии, а зря.

В целом у меня от фестиваля остались только самые положительные впечатления. Свою задачу он выполнил, я считаю. И мне понравилось, что Насте удалось соблюсти баланс между визуальной частью, развлекательным блоком и содержательным. Второй и третий день фестиваля в здании Речвокзала почти без перерыва шли лекции и встречи с приглашенными экспертами, у каждого из которых был свой взгляд и свое мнение на тему. А закончился проект панельной дискуссией всех экспертов, немного затянутой, на мой вкус, но сумевшей подвести итоги.

Портрет архитектора Крячкова, который художник Илья Маломощенко нарисовал в ходе фестиваля
Меня лично фестиваль навел на размышления, не совсем связанные с его темой. Во-первых, где томское феминистское искусство: в подполье или его не существует в природе? И что с этим делать, как решать эту проблему? Затем, Настя ведь открыла крутейшую локацию, Речвокзал, и даже показала, как там все можно организовать, чтобы было приятно и комфортно. Надеюсь, кто-нибудь возьмется и проведет там еще какое-нибудь мероприятие.

***

Больше материалов о паблик-арте, современном искусстве и прошедшем фестивале можно найти в группе мУкА. Склады искусства ВКонтакте, а также по хэштегам mukaartfeestival и складыискусства в Инстаграме. Подписывайтесь и следите за обновлениями!