15 февраля 2019 г.

Эскиз в театре куклы и актера Скоморох

Коллектив театра куклы и актера им. Виндермана «Скоморох» решил не отставать от своих коллег из театра Драмы и ТЮЗа. 14 февраля в театре прошел первый вечер театральных эскизов от актрис и актеров.

Для тех, кто не в курсе, поясню: Роман Виндерман в свое время сделал прорыв в кукольном театре, когда вместе с куклой вывел на первый план и актера, а в репертуар ввел «взрослые» произведения. В Скоморохе есть как чисто кукольные, так и смешанные спектакли, и полноценные актерские работы.

Я о событии узнала случайно, из блога другой томской театральной обозревательницы. Потому что, к моему стыду, в Скоморохе я была буквально два раза в жизни, и однажды задремала там на пьесе Шекспира. Еще меня пугают куклы.

Но 14 февраля все прошло на удивление гладко и симпатично. На лестничной площадке перед вторым этажом гостей встречала интерактивная зона: можно было самой порулить птицей, поиграть с двум гусеницами, живущими в дупле дерева, или послушать песни старого гармониста.

Холл третьего этажа превратили в музей: в рояле разместился миниатюрный зал с музыкальными инструментами, а в одном из углов весь вечер сидел Человек читающий. Также зрительницам в начале вечера предложили писать свои впечатления на бумаге и кидать в ящик для записок.

Сами эскизы показывали в Красном зале и в холле третьего этажа.

Павел Пряжко «Когда закончится война» неплохо пошел на старте, но отдельно я бы эту пьесу, пожалуй, не стала смотреть. В последнее время чувствую какую-то усталость от рефлексии над советским периодом, только ленивый еще на эту тему ничего не написал.

Мария Макарова и ее сказка «Свой дракон» оказалась незатейливым представлением с неожиданными феминистскими нотками. Не знаю, насколько это практикуется в Томске, но в США Мария наверное смогла бы зарабатывать, исполняя такие сюжеты на детских праздниках и днях рождениях.

Анастасия Шульц поставила пьесу Беккета в темных тонах. Мрачная, пугающая форма с идеально подобранной музыкой и пластикой. А вот содержание меня, конечно, ни капли не удивило. Жил-был Джо, всю жизнь кормился женскими телами и силами, а когда умер, сам стал пищей для тех, кого стравливал между собой ради своего эго.

Антон Хонг и Сергей Мириев отлично сыграли в пьесе Олби «Что случилось в зоопарке». Сюжет о безумии, рождающемся из человеческого одиночества. Эту пьесу вывозит именно актерская игра, все зависит от того, насколько актеру удастся воплотить трагедию Джерри. В случае Скомороха, считаю, все сложилось удачно.

Мне отдельно понравилось, что в Скоморохе задумались над темой перехода от одного представления к другому, и отдали эту роль актеру. Так у зрительниц весь вечер был проводник, который следил за временем и приглашал на следующий сеанс.

Но был и минус. Слишком много официоза в конце вечера чуть не убили неформальную атмосферу вечеринки. Не знаю, как у других, а по моему глубокому убеждению руководство театра не должно быть видно и слышно. На первом плане только худрук и актерский состав.

В целом ни капли не пожалела, что сходила. Надеюсь, театр от новой практики не откажется и будет экспериментировать в этом направлении дальше.