18 февраля 2019 г.

Маленькая жизнь, Ханья Янагихара

Долго думала, стоит ли добавлять свое мнение в копилку сотен отзывов и рецензий, которыми усыпан Рунет. Но все же решила, что для архива полезно записать пару мыслей, которые у меня остались после прочтения.


Маленькая жизнь — вторая книга Янагихара, но первая, получившая международную известность, насколько я поняла. История четверых парней, которые строят карьеру, влюбляются и ищут себя в Нью-Йорке.

Я намеренно не читала чужие рецензии, чтобы мой взгляд оставался независим от мнений предыдущих читательниц. Не сомневаюсь, что в чем-то он совпадет с другими отзывами. Но записать пару слов хочется, потому что книга произвела на меня впечатление. Безусловно, роман Янагихары это большая литература в самом широком смысле этого слова.

В первую очередь объемом и структурой. Я никогда не писала ничего больше рассказа на 10 авторских листов, и мне сложно представить, как работают над таким большим произведением, с несколькими сюжетными линиями, с необходимостью соблюдать баланс и следить за пересечениями сюжетов.

Затем, продуманным и прочувствованным повествованием. Сперва мне тяжело было читать многословные описания персонажей и событий от третьего лица, но когда пошло непосредственное действие, диалоги, воспоминания Джуда, я втянулась и уже не смогла оторваться. У меня было время для чтения залпом, и сутки пролетели незаметно.

Книга эмоционально насыщенная и тяжелая. Писательнице при этом как-то удалось сохранить баланс и не слететь в чернушное описание пыток, которым подвергался Джуд. Всю дорогу авторка идет по очень тонкой грани между смакованием этих событий и сочувственным рассказом о том, что делает с беззащитными детьми мир взрослых мужчин.

Мне отдельно понравилось, как стерт вопрос половой и гендерной принадлежности в романе. Отношения Джуда и Виллема выходят за рамки, в которых принято описывать дружбу или любовь, да и вообще это хорошая попытка показать, как можно искать свой путь, а не идти проторенным. Не со всеми идеями я согласна, но в целом концепция мне понравилась.

Теперь я все думаю, изменилось бы повествование и отношение критиков, будь это история четырех подруг.

Но плакать над этой книгой я не стала. В мире полно поводов для слез. В России тем более. На книги у меня уже нет сил.

Больше отзывов на прочитанные книги в телеграм-канале Читательский дневник