10 февраля 2019 г.

Что не так с рекламой Reebok

Ты тут сидишь, пишешь о том, что важно. Надеешься, что это поможет изменить жизнь других женщин к лучшему, по капле собираешь аудиторию не бегая за взаимопиаром, а для кого-то ты всего лишь маркетинговый канал (Жить феминистичнее)
Реклама Reebok со слоганом Маршенкуловой ничем не отличается от любой другой. Вульгарной, эксплуатирующей тему секса, где она сторона доминирует, а вторая подчиняется.

сейчас этого постера в официальном аккаунте компании нет
И в этом, на мой взгляд, ее проблема. То же самое чувство я испытываю, когда слышу, как девушки говорят, что курят, бухают и матерятся, потому что мужчины тоже так делают, и им никто не запрещает.

Делать что-либо потому, что ты сама так решила, и потому, что тебе долго запрещали, а мальчикам нет, и ты теперь хочешь попробовать вести себя в стиле классической токсичной маскулинности, это две большие разницы. В первом случае ты субъект, во втором, ну, не знаю. Ребенок, имитирующий поведение недостойных подражания взрослых за гаражами?

Проблема в сексистской рекламе, использующей элементы блатной культуры. Да, традиционно она направлена на мужчин и эксплуатирует женские образы. Но от перемены мест слагаемых, сами понимаете...

В общем, хотели а лучше, а получилось как всегда.

В этом деле есть еще один аспект, этический. Он касается эксплуатации модной темы и чужих убеждений в частных интересах. В случае с рекламой Reebok все очень любопытно. Давайте я проясню ряд деталей, которые, кажется, упускают феминистки, когда рассуждают об эффекте и последствиях:

  • Фраза «пересядь с иглы мужского одобрения на мужское лицо» узнаваемая, Залина Маршенкулова неоднократно публиковала ее в своем телеграм-канале, так что списать все на злых насмешливых сотрудников Рибок в этот раз не получится. 
  • Сама Залина получила деньги за участие в кампании и за разработку серии постеров со слогами, авторство которых, повторюсь, принадлежит ей или которые ранее уже публиковались в ее канале.
  • Авторкам телеграм-каналов про феминизм предлагали репостнуть рекламу Рибока бесплатно, во имя идеи. UPD. Вообще-то предлагали за деньги. Ну, это даже хуже. 
  • У Залины есть свое рекламное агентство, для которого кампания Рибок стала нехилой промо-кампанией, потому что теперь все более-менее заинтересованные стороны в курсе, что эта женщина умеет и может предложить их бизнесу.

Хорошо ли зарабатывать деньги? Безусловно. Этично ли подавать чужие убеждения в искаженном виде? Нет. Этично ли наживаться, используя чужие убеждения как повод для эксплуатации этих людей как бесплатных адвокаток бренда и Залины лично? Нет.

Мне категорически не нравится, когда кто-то пытается манипулировать мной. Сейчас ситуации ставится буквально ребром: либо ты феминистка, и поддерживаешь сестру, которая в интернете подвергается нападкам, либо ты не феминистка и вообще закомплексованная бука, и места тебе в новом мире благополучных белых цисгендерных феминисток нет и не предвидится. К слову, я сама белая, цисгендерная, умеренно благополучная. Но, очевидно, сексуально зажатая, раз мне не нравится залинин феминизм женщины, которой и так было по жизни норм, просто теперь есть тема, на которой она нашла возможность поднять баблишка.

К феминизму, к борьбе за права женщин, в конце концов, сексуальные фантазии и жажда денег Маршенкуловой не имеют никакого отношения. Если уж кто и сидит на игле мужского одобрения, так это она, иначе откуда столько размышлений, как и на иглу присесть, и канал про феминизм вести, и деньги зарабатывать, используя чужие убеждения как маркетинговую удочку. И вообще, я считаю, что опускаться до уровня авторов сексистской рекламы, чтобы показать им, как они неправы, необязательно. А уж использовать свой социальный капитал, чтобы высмеивать людей, намекая на их зажатость в сексуальном плане, днище.

Вся эта тема лишний раз доказывает, насколько все-таки у женщин нет своего языка, своей культуры, своих слов для описания идентичности, и как нам все время приходится определять себя либо по аналогии с мужчинами, либо вопреки. А еще мы увидели, как можно извратить и довести до абсурда самую хорошую идею, если зацикливаться на прибыли и не думать о последствиях своих действий в более широком контексте, чем личное благополучие.