18 октября 2018 г.

Вечная жизнь Александра Христофорова, 2018 год

Актер провинциальных театров Александров Христофоров долгое время играл гладиатора в парке развлечений «Вечная жизнь». Но всему приходит конец, и вот смерть, настоящая, а не игрушечная ряженая из парка, стучится в двери нашего героя.


А тут еще карьере гладиатора пришел конец, и Христофорова понизили до роли Иисуса. Герой мечется, пытается наладить отношения с близкими, на которых плевал всю жизнь. Но внезапно ему в руки попадает эликсир вечной жизни.

Сложно сказать что-то однозначное про этот фильм. С кинематографической точки зрения это неровная и странно смонтированная, но забавная трагикомедия о кризисе среднего возраста, страхе смерти и последних попытках исправить то, что успел натворить раньше. С точки зрения феминизма это не очень удачная попытка амнистии российским мужчинам.

Александр Христофоров алкоголик, безалаберный отец и местами довольно агрессивный, склонный к дракам на пустом месте тип. Он бросает семью и оставляет воспитание сына на бывшую жену. Но не забывает регулярно предъявлять ей претензии по поводу поведения парня и ругаться с новым мужем, который, на минуточку, взял на себя его сына. Он грубит окружающим, ерничает и вообще говнит по поводу и без.

Когда у Христофорова находят рак простаты, он подгоняется по поводу смерти и начинает воображать, а что скажут на его похоронах. По всему предыдущему опыту выходит, что ничего хорошего. Ради приличных некрологов герой соглашается пройти курс психотерапии, который, вот вам еще стереотип, ведет неуравновешенная дама с подавленной агрессией. Кажется, сценаристы вообще не представляют, как работает групповая психотерапия, минус им за это.

Христофоров пытается справить ошибки молодости, но это невозможно без машины времени. Сказать «я вас прощаю» в ответ на мнимые обиды от людей, которых он сам всю жизнь игнорировал и обижал, тоже недостаточно. Бывшая жена и особенно сын примиряются с ним скорее потому, что героя уже не изменить, чем потому, что они действительно готов простить равнодушие мужа и отца.

Герой единственный персонаж, чей характер выписан более-менее четко остальные расплываются на его фоне как кляксы. Как обычно в российском кино есть минимум две музыкальные вставки ни к селу, ни к городу. Некоторые диалоги больно слушать. Гуськов хорош, но в фильме должно быть что-то кроме главного героя.

При этом я не пожалела, что сходила. Фильм снят на хорошем уровне, на красивых видах, в нем есть гендерно-нейтральные смешные моменты. Он в каком-то смысле душевный, если отбросить все минусы, о которых я написала.

Но по-человечески понять Христофорова можно, а по-феминистки возникает вопрос: где справедливое наказание? Так что если вы способны абстрагироваться от андроцентризма и смотреть фильм как просто кино, рекомендую. Иначе будет сложно.