19 октября 2018 г.

Качество чтения, а не количество

В Томском обзоре есть рубрика Принцип чтения, в которой известные томички и томичи рассказывают о любимых книгах. Меня в эту рубрику вряд ли когда-нибудь пригласят, но зачем и блог, если нельзя в нем устроить минутку самолюбования?


Так что сегодня рассказываю о своих принципах чтения и о том, как они изменились за последние четыре года.

В 2014 году я завела себе профиль на Livelib.ru, социальной сети читателей. И все эти годы скурпулезно отмечала там прочитанные книги. Интересный факт: с 2014 года количество прочитанного за год неуклонно снижается. От 103 книг в 2014 я к 2017 году дошла до 43. Почему так произошло? Менялось качество чтения.

Долгое время я читала хаотично, все подряд, не делая особых различий между жанрами. С одной стороны, такой период чтения нужно пережить, как мне кажется: начитанность в дальнейшем позволяет сходу отличать откровенный шлак от хорошей литературы. С другой, у меня этот период чересчур затянулся. Помог случай.

В 2015 году я начала вести книжную колонку на Томском обзоре. Всего вышло чуть больше двадцати выпусков: рецензии на отдельные произведения и подборки по разным поводам. Признаюсь честно: колонка меня морально измотала, но благодаря ей я наконец сформировала свой стиль и поняла, в каком направлении хочу развиваться дальше. 

Поэтому когда редакция приняла решение закрыть колонку, я просто переключилась на работу над другими текстами. И постепенно ушла на фриланс. Помню, в 2016 году знакомый, которого много лет устраивали к себе на работу то друзья, то любовница, сказал мне: «ну вот и исчезла последняя иллюзия занятости». Не знаю, почему я ему тогда не уебала с ноги.

В любом случае, он сильно ошибся на мой счет. Ну а книжные отзывы я все равно не бросила, и писала о прочитанных рассказах и романах то в блоге, то в социальных сетях. 

В 2018 году я вовсе решила читать книги только женского авторства, и количество откровенного шлака в моей читалке резко сократилось. Почему? Ну хотя бы потому, что это мужчине достаточно написать книгу о том, как у него в прямой кишке потерялся шарик от анальных бус, и на какие размышления его сподвиг последовавший запор. Мужская анальная и вообще половая системы необычайно интересуют издателей, а читатели с большим азартом ищут в мужских откровениях о невозможности просраться глубокий смысл. Женщине же нужно написать нечто действительно интересное и стоящее, просто чтобы ее заметили на фоне анальных мужских откровений. 

Но моя позиция вызывает у людей... ладно, у мужчин, много вопросов. В частности, какая разница, кто написал книгу, если она хорошая? 

Поясню: разница такая, что большинство списков рекомендуемой литературы состоит из авторов-мужчин, даже если на ту же тему есть хорошие книги писательниц. Разница в том, что если мужчине предложить список, состоящий только из авторок, он первый закричит, что это дискриминация по половому признаку. Разница в том, что мужской опыт тотально преобладает в большинстве сфер, даже если не является релевантным для аудитории. Разница, наконец, в том, что мужчина может себе позволить не замечать очевидного, потому что это не его проблема, но почему-то запрещает замечать очевидное нам, хотя именно нас эта проблема касается напрямую.

Так что на сегодняшний день статистика лайвлиба показывает 29 прочитанных книг, но при этом в очереди на Букмейте стоит более 130 романов и сборников рассказов, написанных женщинами и для женщин. И это не считая книг, которые я нахожу в библиотеке. В Томске кстати хорошая подборка в областной Пушкинской. 

В конце года сделаю пост о десятке лучшего, а пока можете следить за новыми отзывами в телеграм-канале https://t.me/readingdiary