Если в октябрьском репертуаре Theatre HD в Томске мне нужно было выбрать только одну пьесу, я бы однозначно проголосовала за Джули: адаптацию пьесы Августа Стриндберга в постановке Национального театра (Лондон).
|
в главных ролях Ванесса Кирби и Эрик Кофи Абрефа |
Сценаристка Полли Стэнэм перенесла историю в наше время и добавила в нее актуальных проблемы расы, секса и пола. Ночь, богатый дом, на кухне трое: дочь хозяина Джули, у которой день рождения, шофер ее отца Жан и горничная Кристина. Сегодня здесь будет жарко.
Оригинальная пьеса Августа Стриндберга вышла в 1888 году, и вызвала много разговоров, так как была одной из первых в жанре натуралистического театра. Полли Стэнэм подошла к работе творчески: сократила и подновила содержание первоисточника, спектакль идет всего 85 минут без антракта. Так что отзыв касается только этой адаптации, а ни в коем случае не пьесы Стриндберга или сравнения постановки Национального театра с другими вариантами.
Сразу отмечу, насколько «их» театр, да еще столичный, смелее нашего и более включен в современную гуманитарную мысль. Режиссерка и сценаристка свободнее владеют словом и готовы к рассуждениям о содержании пьесы с точки зрения соприкосновения с реальностью. Они не боятся взять классическую пьесу, покрутить ее так и этак, и примерить на современность, подумать, а как персонажи классики повели бы себя в той или иной ситуации.
|
пока одни прожигают жизнь, другие выгрызают свое будущее зубами |
Пространство сцены разделили на две части: первый план отдан кухне, на втором в мигающем свете прожекторов проходит далекая и малопонятная Жану и Кристине жизнь Джули. Сама героиня постоянно перемещается между двумя мирами, приглашает туда Жана, и в конце концов он соблазняется призрачной возможностью воспользоваться привилегией связи с богатой наследницей.
Это и запускает механизм саморазрушения Джули. Потому что для нее эта ночь станет последней каплей в череде многих лет поисков, самоуничижения, ощущения бессмысленности жизни и стремления к саморазрушению назло миру. У Джули нет стержня, который бы держал ее на плаву. У Кристины есть сын и необходимость получить образование в Лондоне, чтобы заработать на жизнь семье. У Жана есть мечта о своей земле и бизнесе. У Джули ничего.
|
угнетенный и угнетатель в одном лице |
Алкоголь, наркотики и секс она использует как болеутоляющие, которые помогают ей не думать о завтрашнем дне, а завтра — о следующем, и так каждый день. Ей 33, и она еще обманывает себя ощущением, будто у нее есть шанс изменить что-то. Но в какой-то момент понимает, насколько неправа. При этом с Жаном они выступают друг для друга одновременно и угнетателями, и угнетенными сторонами.
Для него Джули — ступенька к мечте и одновременно пример того, чего у Жана никогда не будет. Для нее Жан — необязательная связь на одну ночь и человек, который имеет власть над ее эмоциями. Вся пластика этой пары построена на трагической борьбе за власть: они расходятся, притягивают друг друга, отталкиваются и тянут к себе. Этот дуэт занимает основную часть сценического времени.
|
Кристина |
Но есть и другая пара: Джули и Кристина. И мне лично этот конфликт показался куда более интересным. Несмотря на то, что героиня пытается играть с горничной в дружбу, обе четко понимают, на какой ступени социальной лестницы находится каждая из них. И для Кристины тем обиднее связь Джули с Жаном, что ее хозяйка могла бы выбрать любого равного себе, но предпочла связь с тем, кто косвенно зависит от ее расположения.
Сам Жан в момент столкновения женщин отступает на второй план, потому что предмет ссоры не он и не его измена. Джули своим поступком нарушает хрупкое равновесие между двумя мирами, вторгается в тот, где Кристина еще могла чувствовать себя равной, а не подчиненной. Поэтому в финальной сцене Жана нет, поэтому Джули уходит в одиночестве: она предала женскую дружбу, пуска даже ее либеральный суррогат, и это стало последней каплей.
Одна из тех пьес, которые я хотела бы видеть в томских театрах: короткая, яркая, стремительная, наполненная острыми диалогами. Рекомендую посмотреть.