Способно ли искусство вписаться в повседневную реальность производства или в цеху не место полету фантазии?
|
рабочий и завод |
На этой неделе все желающие могли сделать выводы на бесплатных экскурсиях, организованных пресс-службой Сибирского кабельного завода.
Официальное открытие выставки для прессы и избранных гостей прошло 21 сентября. Все остальные могли записаться на посещение выставки через социальные сети. Я попала в цех сумрачным вторником, 25 сентября, после обеда.
|
что скрывается за заборами |
На входе гостей встречает стена, на которой художники изобразили портрет рабочего. Как пояснила сотрудница пресс-службы, которая проводила экскурсию, художники специально ходили по цехам и наблюдали за рабочими. Любопытно, что обобщенный образ вышел по-советским суровым и стереотипным: в реальности в цеху работают женщины, да и в целом молодые сотрудники не имеют ничего общего с этим неулыбчивым мужчиной с застывшим страдающим взглядом.
|
резиновые фигурки, сделанные работниками цеха |
При этом выставка задумывалась как раз как способ показать горожанкам, что современное производство чистое, экологически безопасное и совсем не такое тяжелое, как принято считать. И художники сами попали в плен стереотипов. Да и набор экспонатов не то чтобы поражает воображение. Во-первых, почти все выставленные работы я уже видела на других экспозициях. Во-вторых, я когда-то продавала кабель, и посмотреть на производство мне было намного интереснее, чем на очередной меховой череп от Натальи Юдиной.
|
схема производства и череп |
А производство и правда интересное, технологически сложное, но при этом максимально тихое и чистое. Если не знать, что в этом цехе делают резину для производства кабеля, ни за что не догадаешься, какие процессы происходят в закрытых машинах. Рабочие все в чистых спецовках, и только некоторые в респираторах. Женщин меньше, но они там тоже работают, и, очевидно, успешно. Строительство цеха обошлось в 600 миллионов рублей, и за Уралом он один из самых современных.
|
а голову ты туда не уронила? |
Самой остроумной работой выставки мне лично показалась инсталляция Аксиньи Сарычевой. Ее объяснительная знакома и понятна каждой, кто когда-либо имела дело с бюрократией. Индустриальный забор Николая Исаева произвел бы больше впечатления, выполни художник его на заборе в натуральную величину. А проект «Сжечь, нельзя сохранить» в контексте выставки вообще не играет, на мой взгляд.
|
плетеный человек |
Вывод: индустриальные экскурсии — любопытный тренд, и я бы сходила на другие производства Томска. Но кажется, у нас в Томске ограниченное количество художников.