24 июля 2018 г.

UnReal, 1-4 сезоны

Проект Марти Ноксон и Сары Шапиро рассказывает о закулисье съемок реалити-шоу Everlasting. Двенадцать клевых девчат бьются за любовь одного прямо скажем не самого клевого парня, а исполнительный продюсер Квинн (Констанс Зиммер) и ее помощница Рэйчел (Шири Эпплби) дергают людей за ниточки, чтобы каждую неделю страна получала самые горячие кадры.


С первого по четвертый сезон в центре истории остаются в первую очередь отношения Квинн и Рэйчел. И если в более свежем проекте Ноксон Dietland она рассказывает зрительницам основы феминизма для самых маленьких, то в UnReal скорее показывает, как идеи функционируют в реальной жизни. Как говорят в сериале Glow: feminism has principles, life has compromises.

Начинал проект Ноксон на канале Lifetime, но последний сезон вышел на стриминговом сервисе Hulu, причем раньше даты, которую планировали изначально. Почему это важно? Lifetime выпускает определенный контент, например, сериал Tha Affair оттуда. Это обязательно накал страстей до предела, с элементами мыльной оперы. Но Ноксон удалось за декорациями реалити-шоу протащить на экран массу вполне серьезных вопросов.

Грубо говоря UnReal это история о столкновении идеологии и реальности. Квинн как воплощение girl power мало похожа на идеальную героиню феминистского сериала. Она врет, подставляет, манипулирует, шантажирует, и не испытывает из-за этого мук совести. Она пробила себе дорогу головой, отказалась от приемлемых социальных ролей ради права быть на вершине, и не собирается оттуда слезать.

Это также своего рода роман воспитания для девочек, только очень специфичный. Рэйчел Голдберг четыре сезона идет к тому, чтобы понять, признать и принять себя настоящую. До финальных титров ей нужно успеть примерить массу образов, которые она сама считает подходящими или социально-приемлемыми. Ориентиром для нее выступает Квинн, которая против воли, а потом и осознанно берет на себя роль матери Рэйчел.

И да, это сериал про очень плохих женщин, которые не стесняются того, какие они есть. Они часть сил, которые вечно хотят зла: манипулировать, использовать людей в своих целях, много зарабатывать, иметь власть. Но иногда творят и добро: наказывают насильников, помогают женщинам обрести свою идентичность, завоевать место в этом мире. Квинн и Рэйчел лгут окружающим, но в конечном итоге честны перед собой.

Это сериал об отношениях между двумя сложными женщинами, каждая из которых видит в другой массу всего, от подруги до соперницы. Повторюсь, Ноксон спрятала за декорациями мыльного реалити-шоу массу слоев. Но чтобы их увидеть и понять, нужно посмотреть все четыре сезона целиком, потому что в каждом есть своя тема и героини решают для себя один главный вопрос. Особенно в последнем сезоне, где Квинн наконец беременеет, а Рэйчел собирается замуж.

Это сериал о том, на что люди готовы ради пяти минут славы, и дает ли жажда дешевой славы право творить с этими людьми всё, что угодно. Это история о том, что люди говорят, будто хотят видеть, и что они на самом деле ждут от реалити-шоу и вообще от телевидения. Это отличный разбор влияния клише на нашу жизнь: мы смотрим на съемки реалити, где вся съемочная группа ведет себя как персонажи другого реалити о съемках реалити-шоу.

И вот за эту интеллектуальную честность я полюбила UnReal. Хорошие и плохие люди одинаково скучны с точки зрения сторителлинга, о них нечего сказать, все точки уже расставлены. А вот неоднозначных героинь, которым в один миг ты сочувствуешь, а в другой хочешь кинуть стулом, на телевидении крайне мало. Ноксон своим сериалом легитимизирует право женщин быть какими угодно, до самых крайних пределов.

Скажем так, для меня сериалы делятся на те, как все должно быть: 13 причин почему и аналогичные, и как все есть на самом деле. UnReal относится ко второй категории, и я считаю, такие шоу нам тоже пока нужны. Чтобы смотреть в них как в зеркало.