15 июля 2018 г.

The Handmaid's Tale, 2 сезон

Ну что я могу сказать, все закончилось почти так, как я и предполагала. Для меня лично весь второй сезон разделился на три измерения: пути манипуляции женщиной, которые открывает ее роль как матери; формы женской солидарности и как они проявляются в ситуации, когда мужчины разделяют женское сообщество в своих интересах; бунт женщины против системы.


Сюжет как и в первом сезоне почти не двигался. Некоторые считают это недостатком сериала, из-за которого за историей скучно следить. Я же продолжаю думать, что это намеренное замедление. Героиня живет в мире, где физическая деятельность женщины ограничена монотонными занятиями, а интеллектуальная находится под запретом. Откуда взяться динамике?

К сожалению, главная героиня Джун во втором сезоне сильно отошла на второй план из-за уязвимой роли, в которую ее поставила беременность. Это к вопросу о так называемых женских привилегиях, которые дает материнство: Джун взвешивают и обмеривают как свинью, но прав у нее едва ли не меньше. Сама она мечется между любовью к ребенку и осознанным отказом от материнских чувств, которые ей все равно не дадут реализовать. Финальный поступок Джун тоже проявление закрепощения женщины ролью матери. Она не может спасти всех, и жертвует собой ради благополучия детей. Провальный ход с точки зрения сюжета, но достаточно реалистичный при этом на мой взгляд.

Серена (я так и не привыкла к этому сериальному имени. в переводе, который я читала, ее звали Яснорадой) весь сезон металась между ролью и трезвым взглядом на ситуацию. На примере Жён вообще любопытно продемонстрировали осознанный отказ от долгосрочного планирования. Все они еще до переворота были в курсе намерений мужей, все могли помешать им на разных этапах. Но все по разным причинам предпочли пойти в этот новый мир, при условии, что им дадут роль получше. Все, что происходит с Сереной во втором сезоне, в каком-то смысле наказание за ее отказ от своих прав и участие в насилии над другими женщинами. Ты можешь солидаризироваться с мужчинами, но они всегда будут помнить, у кого в вашей паре больше прав и возможностей, и воспользуются этим.

Зато интересное развитие получила героиня Алексис Бледел: она успевает побыть и заключенной на плантациях, и это окончательно превращает ее из жертвы в охотницу. Она готова убивать, пускай даже за этим последует наказание. И уж тем более она убьет, если будет возможность скрыть преступление. Эта линия интересном сплетается с историей Иден, юной жены Ника. Ее протест не менее опасен для Галаада, чем физическое насилие восставших служанок: она умеет читать и писать, и самостоятельно трактует Библию. Это и отказ от роли Жены, и протест еретички против навязанного мировоззрения, и демонстрация того, что Библию можно прочесть под другим углом.

А вот тут мы подходим к главной идее сериала: разнице женского и мужского восприятия. Напомню, что изначально Галаад создавался как идеальная систем для сохранения человеческого рода. И многие, в том числе Серена, пошли на это ради детей. Да, сегодня мы заставим нескольких женщин побыть матками на ножках, но зато завтра у нас будут дети. Такая логика. Но по факту оказывается, что мужчины использовали женские мечты в своих целях, захватили власть, и ничего менять не собираются. Женщины видят, что новый мир скучен, сер, уныл и однообразен, в нем нет счастья и убивают детей за желание быть вместе, как предписано в Библии. Мужчины видят, что в новом мире у них наконец-то есть все права.

Правда, оказывается, что главное для мужчин — право брать, что хочется, насиловать, бить, навязывать свою волю и не отвечать за последствия. Идеальная женщина Галаада — немое обездвиженное существо с раздвинутыми ногами и бесперебойно работающей маткой. И очень страшно, что женщинам нужно помочь построить такой мир, чтобы осознать, что именно они все это время помогали создавать.