В четверг, 1 марта, тюзовцы вместе со зрителями встречали весну среди талого снега и первых бумажных корабликов. Проект «Дыши свободно» вырос, заметно окреп, и идет по выжженной театральной томской земле маленькими, но уверенными шажками.
Этот год в ТЮЗе начался с интересной мозаики из театра абсурда, автобиографической прозы и хорошей русской драматургии нового тысячелетия. Вкус актеров развивается вместе с проектом, в этот раз мне даже придраться к содержанию не удалось.
В день показа театр отчитался — все билеты проданы. Я считаю, это свидетельство того, что бренд живет полноценной жизнью. Люди идут не просто на конкретный эскиз, а на серию пробных показов, ради знакомства с драматургией в разных ее проявлениях. Я за проектом наблюдаю почти с самого начала, и вижу, что в последнее время среди гостей помимо хорошо знакомых лиц много новых, и не только молодежи.
В фойе гостей встречали актеры в плащах и с зонтиками. Он ходили между расставленными тазами со снегом, лепили снеговиков, приглашали зрительниц принять участие. Это тоже узнаваемая фишка проекта: легкое заигрывание, вводная часть, приглашение к участию в создании театра. Публика поддается крайне тяжело, до сих пор людям требуется какое-то время, чтобы не просто прийти, посмотреть и уйти, а что-то сделать самостоятельно.
А Дыши свободно вес состоит из легкой игры, и если ты в нее вливаешься, то удовольствие от просмотра только растет. Для меня например каждый раз целый квест — занять правильное место в зрительном зале. А вчера пришлось положиться на удачу: перед вторым эскизом нам предложили сложить кораблик из бумаги. В итоге публика разделилась на две группы: кто взяли белый лист, пошли на эскиз Игоря Савиных, кто крафтовый — к Ольге Райх.
Мой вечер сложился из трех эскизов: Стриптиз, Patti Smith. Coffee/Performance и Баба Шанель.
Абсурдистская история жизни и смерти от польского драматурга Славомира Мрожека. Режиссер Алексей Шитиков, в ролях Игорь Савиных, Олег Стрелец, Ольга Ульяновская и Анастасия Чеверс.
По сюжету двое мужчин попадают куда-то и оказываются во власти чего-то. Попытки рационализировать происходящее приводят к последствиям, которые невозможно объяснить, и в целом это хорошая метафора на нескольких уровнях: отношения человека с фактом существования вообще, с государством в частности, и с самим собой в конце концов.
Театр абсурда нет смысла пересказывать, его нужно смотреть. Но я не думаю, что пьеса Мрожека получит место в театре. В академической обстановке ей не место, она там задыхается, мечется в замкнутом пространстве, стучит в стены. Я бы хотела увидеть ее в другой обстановке: заброшенном ангаре, на улице. Могу предложить вариант.
Дуэт Савиных и Стрельца хорош, но уж очень ребята напряжены. Это вообще характерная черта для российских мужских дуэтов, культура броманса у нас только зарождается. В пьесе Мрожека можно докрутить до интересных решений, но для этого нужна внутренняя расслабленность актеров. В Савиных и Стрельце я пока ее не вижу, они боятся друг друга трогать.
Экспериментальное решение Ольги Райх: собрать в одной читке три автобиографических книги Патти Смит и провести зрительниц от детства певицы до зрелого возраста. Три разных возраста исполняли три актрисы: Ольга Райх отвечала за детство, Наталья Гитлиц за мятежный дух, а Ольга Никитина за зрелость и взгляд в прошлое.
Идея прекрасная. Реализация, от посиделок в театральном буфете до нарядов и причесок, тоже. Но та же фигня, то и с пьесой Мрожека — в академическом театре она не живет. Ей бы в бар, в пространство пошире, без лепнины и запаха столовой, который крафтовой бумагой не прикроешь. Слушать о Патти нужно в обстановке, близкой к той, в которой она жила и творила.
То же касается и актрис: хиппи, мятеж и расслабленность зрелой женщины невозможно сыграть, их можно только прожить. В актрисах я пока вижу какую-то натянутость, даже в финальном танце. Возможно, поможет погружение в эпоху: фильмы, музыка. Ольга Никитина прекрасна, но не типаж Патти абсолютно пока что.
Немного выпала из контекста художница, которая в ходе эскиза рисовала портрет Патти маслом. Она стояла слегка сбоку, и увидеть ее работу можно было только с определенного ракурса. Но решение интересное, хотя конечно одноразовое — не будет же она рисовать портрет каждый раз? Ольга Райх большая молодец, решительная женщина. Главное — не бросать идею, довести до ума.
Кирилл Фриц выбрал для эскиза пьесу Николая Коляды. Участниц ансамбля Наитие играли Елена Ильина, Ольга Никитина, Галина Кука, Марина Фадеева, Жанна Апарина. Также в ролях Мария Суворова и Алексей Мишагин.
Сразу скажу — тут Ольга Никитина на своем месте. Сара Абрамовна со своей любовью к поэзии Ахматовой и Цветаевой ее типаж на 100%. И вообще этот эскиз стал отличным завершением вечера. Пьеса Коляды как хорошие фильмы ранних 90-х: одновременно легкая и юмористическая, но за смехом мгновенно следуют слезы.
И эта пьеса как раз хорошо ложится в общую концепцию академического театра. Действие происходит на сцене, так что актрисы одновременно играют и для себя, и на пустой зал, и для нас — реальных зрительниц. Типажи и ситуация узнаваемы на 100%, вызывают сочувствие и некоторую гордость за женщин, которых уже вычеркнули из жизни, а они не сдаются и живут вопреки всему.
Такой спектакль можно в репертуар поставить. Он универсальный, узнаваемый, но не вульгарный и не пошлый. Он не требует создания особой атмосферы, тут играет текст и актрисы. Он смотрится только из зрительного зала, он рассчитан на широкую аудиторию. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы искать пьесы и для широкого зрителя. Главное — вести уважительный разговор на равных.
***
Невероятная удача — прийти на такой показ и остаться довольной всеми эскизами. Как правило, цепляет что-то одно, а остальное мимо тебя. А тут обошлось без затхлости и сексизма, с интересными решениями. Я была на всех показах, кроме одного, и вижу рост во всех смыслах, от вкуса при выборе пьес для эскизов, до желания поэкспериментировать с пространством, даже при ограниченных ресурсах. Повторюсь, в Томске для меня пока что остался один театр и один театральный проект, впрочем, тоже созданный тюзовцами.
И еще одна мысль, которая переходит из поста в пост: ТЮЗу нужен ребрендинг. Пока он будет числиться везде как театр юного зрителя, у ретрогадов всегда будет повод поворчать, что в детском театре ставят пьесы про бабушек. А что такого? Все там будем! И я хочу видеть примеры старости активной, живучей, упорной и сильной. Ровно также я требую разнообразия жанров и историй, чувства сопричастности, я хочу видеть себя в пьесах, а не приходить подсмотреть за чуждой мне жизнью. Хочу новый театр, и пока ТЮЗ идет в правильном направлении.
Дыши свободно, часть V. фото Натальи Бочковой |
В день показа театр отчитался — все билеты проданы. Я считаю, это свидетельство того, что бренд живет полноценной жизнью. Люди идут не просто на конкретный эскиз, а на серию пробных показов, ради знакомства с драматургией в разных ее проявлениях. Я за проектом наблюдаю почти с самого начала, и вижу, что в последнее время среди гостей помимо хорошо знакомых лиц много новых, и не только молодежи.
В фойе гостей встречали актеры в плащах и с зонтиками. Он ходили между расставленными тазами со снегом, лепили снеговиков, приглашали зрительниц принять участие. Это тоже узнаваемая фишка проекта: легкое заигрывание, вводная часть, приглашение к участию в создании театра. Публика поддается крайне тяжело, до сих пор людям требуется какое-то время, чтобы не просто прийти, посмотреть и уйти, а что-то сделать самостоятельно.
А Дыши свободно вес состоит из легкой игры, и если ты в нее вливаешься, то удовольствие от просмотра только растет. Для меня например каждый раз целый квест — занять правильное место в зрительном зале. А вчера пришлось положиться на удачу: перед вторым эскизом нам предложили сложить кораблик из бумаги. В итоге публика разделилась на две группы: кто взяли белый лист, пошли на эскиз Игоря Савиных, кто крафтовый — к Ольге Райх.
Мой вечер сложился из трех эскизов: Стриптиз, Patti Smith. Coffee/Performance и Баба Шанель.
Стриптиз
Дыши свободно, часть V. фото Натальи Бочковой |
По сюжету двое мужчин попадают куда-то и оказываются во власти чего-то. Попытки рационализировать происходящее приводят к последствиям, которые невозможно объяснить, и в целом это хорошая метафора на нескольких уровнях: отношения человека с фактом существования вообще, с государством в частности, и с самим собой в конце концов.
Театр абсурда нет смысла пересказывать, его нужно смотреть. Но я не думаю, что пьеса Мрожека получит место в театре. В академической обстановке ей не место, она там задыхается, мечется в замкнутом пространстве, стучит в стены. Я бы хотела увидеть ее в другой обстановке: заброшенном ангаре, на улице. Могу предложить вариант.
Дуэт Савиных и Стрельца хорош, но уж очень ребята напряжены. Это вообще характерная черта для российских мужских дуэтов, культура броманса у нас только зарождается. В пьесе Мрожека можно докрутить до интересных решений, но для этого нужна внутренняя расслабленность актеров. В Савиных и Стрельце я пока ее не вижу, они боятся друг друга трогать.
Patti Smith. Coffee/Performance
Дыши свободно, часть V. фото Натальи Бочковой |
Идея прекрасная. Реализация, от посиделок в театральном буфете до нарядов и причесок, тоже. Но та же фигня, то и с пьесой Мрожека — в академическом театре она не живет. Ей бы в бар, в пространство пошире, без лепнины и запаха столовой, который крафтовой бумагой не прикроешь. Слушать о Патти нужно в обстановке, близкой к той, в которой она жила и творила.
То же касается и актрис: хиппи, мятеж и расслабленность зрелой женщины невозможно сыграть, их можно только прожить. В актрисах я пока вижу какую-то натянутость, даже в финальном танце. Возможно, поможет погружение в эпоху: фильмы, музыка. Ольга Никитина прекрасна, но не типаж Патти абсолютно пока что.
Немного выпала из контекста художница, которая в ходе эскиза рисовала портрет Патти маслом. Она стояла слегка сбоку, и увидеть ее работу можно было только с определенного ракурса. Но решение интересное, хотя конечно одноразовое — не будет же она рисовать портрет каждый раз? Ольга Райх большая молодец, решительная женщина. Главное — не бросать идею, довести до ума.
Баба Шанель
Дыши свободно, часть V. фото Натальи Бочковой |
Сразу скажу — тут Ольга Никитина на своем месте. Сара Абрамовна со своей любовью к поэзии Ахматовой и Цветаевой ее типаж на 100%. И вообще этот эскиз стал отличным завершением вечера. Пьеса Коляды как хорошие фильмы ранних 90-х: одновременно легкая и юмористическая, но за смехом мгновенно следуют слезы.
И эта пьеса как раз хорошо ложится в общую концепцию академического театра. Действие происходит на сцене, так что актрисы одновременно играют и для себя, и на пустой зал, и для нас — реальных зрительниц. Типажи и ситуация узнаваемы на 100%, вызывают сочувствие и некоторую гордость за женщин, которых уже вычеркнули из жизни, а они не сдаются и живут вопреки всему.
Такой спектакль можно в репертуар поставить. Он универсальный, узнаваемый, но не вульгарный и не пошлый. Он не требует создания особой атмосферы, тут играет текст и актрисы. Он смотрится только из зрительного зала, он рассчитан на широкую аудиторию. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы искать пьесы и для широкого зрителя. Главное — вести уважительный разговор на равных.
***
Невероятная удача — прийти на такой показ и остаться довольной всеми эскизами. Как правило, цепляет что-то одно, а остальное мимо тебя. А тут обошлось без затхлости и сексизма, с интересными решениями. Я была на всех показах, кроме одного, и вижу рост во всех смыслах, от вкуса при выборе пьес для эскизов, до желания поэкспериментировать с пространством, даже при ограниченных ресурсах. Повторюсь, в Томске для меня пока что остался один театр и один театральный проект, впрочем, тоже созданный тюзовцами.
И еще одна мысль, которая переходит из поста в пост: ТЮЗу нужен ребрендинг. Пока он будет числиться везде как театр юного зрителя, у ретрогадов всегда будет повод поворчать, что в детском театре ставят пьесы про бабушек. А что такого? Все там будем! И я хочу видеть примеры старости активной, живучей, упорной и сильной. Ровно также я требую разнообразия жанров и историй, чувства сопричастности, я хочу видеть себя в пьесах, а не приходить подсмотреть за чуждой мне жизнью. Хочу новый театр, и пока ТЮЗ идет в правильном направлении.