Первое воскресенье октября и традиционный обзор просмотренного за прошедший месяц. На этот раз решила разделить всё на группы: сериалы и фильмы.
Аж три научно-фантастических новинки, хорошая криминальная драма, и просто всё, что показалось мне интересным в сентябре.
В конце текста добавлю пару ссылок на отдельные посты о фильмах. Не могу дождаться, когда уже на экраны вернутся полноценные блокбастеры.
Tin Star (1 сезон): британская криминальная драма на фоне канадской природы. Лондонский коп Джим Уорт сбежал от своего алкоголизма и надоевшей борьбы с организованной преступностью в маленький курортный городок у Скалистых гор. Но беда в том, что плохие люди рано или поздно доберутся до любого уголка, куда бы ты не спрятался. Еще одна история людей, которые в хорошие и плохие в зависимости от обстоятельств, а не в качестве неизменной составляющей. Джим-полицейский при необходимости превращается в Джека-потрошителя, его жена отлично управляется с ружьем и знает, как избавиться от следов убийства, его дочь между семьей и убийцей своего брата выбирает неочевидный для сериалов такого рода вариант. Как и в Озарке, герои и героини Tin Star носят в себе несколько личностей и меняют их по необходимости, попутно рассуждая о том, как плохо поступают те, другие. Если вам нравятся герои со вторым дном, если любите истории о пауках в банке - рекомендую. Я к Тиму Роту абсолютно равнодушна, но тут он отлично играет неприметного и мягкого с виду мужичка с ноготок, у которого на спине вытатуирована змеища, а в глубине души он сам зверь. Много хороших женских персонажей - яркие, самостоятельные личности, а не подставки под основной сюжет. Интересный момент: один из героев называет сексуальные и вообще взаимоотношения другого с женщиной изнасилованием в том смысле, что она не знала, кто он на самлм деле, и все их отношения были построегы на его вранье. Впервые слышу такую трактовку в кино и считаю ее имеющей право на существование. Втягивать женщину в интимную связь через ложь - совершать насилие над личностью. В этом сериале вообще много о личных границах, допустимости того и этого, косвенно и прямо. Сериал уже продлили на второй сезон.
Philip K. Dick's Electric Dreams (1 серия): антология рассказов Филлипа Дика, адаптированная для телевидения. Думаю, нет особого смысла писать обо всем сезоне, поскольку это не связанные между собой истории. Но первая серия мне понравилась: межличностный конфликт тут выведен сразу и в плоскость гендерного, и социального, и политического. Нарочитый ретро-антураж добавляет истории глубины в том плане, что история вне времени, такое происходило, и будет происходить всегда и везде, где есть большинство и меньшинство. При этом например читать Дика я не смогла в свое время, мне не нравятся переводы и я не сказать, чтобы увлекаюсь научной фантастикой. А вот посмотреть - очень даже.
Orbita 9 (2017): у этого фильма ровно одна проблема - из трейлера мы уже знаем главную интригу, а без нее смотреть в общем-то незачем. Потому то никаких глубоких или хотя бы интересных вопросов в картине не поднимают, актерская игра не блещет, и в целом это вторичный проходной фильм о границах допустимого в сфере экспериментов над человеком и человечностью. Если совсем нечем заняться, можно глянуть. Финал немного выбивается из череды аналогичных историй.
Аж три научно-фантастических новинки, хорошая криминальная драма, и просто всё, что показалось мне интересным в сентябре.
В конце текста добавлю пару ссылок на отдельные посты о фильмах. Не могу дождаться, когда уже на экраны вернутся полноценные блокбастеры.
Сериалы
Tin Star (1 сезон): британская криминальная драма на фоне канадской природы. Лондонский коп Джим Уорт сбежал от своего алкоголизма и надоевшей борьбы с организованной преступностью в маленький курортный городок у Скалистых гор. Но беда в том, что плохие люди рано или поздно доберутся до любого уголка, куда бы ты не спрятался. Еще одна история людей, которые в хорошие и плохие в зависимости от обстоятельств, а не в качестве неизменной составляющей. Джим-полицейский при необходимости превращается в Джека-потрошителя, его жена отлично управляется с ружьем и знает, как избавиться от следов убийства, его дочь между семьей и убийцей своего брата выбирает неочевидный для сериалов такого рода вариант. Как и в Озарке, герои и героини Tin Star носят в себе несколько личностей и меняют их по необходимости, попутно рассуждая о том, как плохо поступают те, другие. Если вам нравятся герои со вторым дном, если любите истории о пауках в банке - рекомендую. Я к Тиму Роту абсолютно равнодушна, но тут он отлично играет неприметного и мягкого с виду мужичка с ноготок, у которого на спине вытатуирована змеища, а в глубине души он сам зверь. Много хороших женских персонажей - яркие, самостоятельные личности, а не подставки под основной сюжет. Интересный момент: один из героев называет сексуальные и вообще взаимоотношения другого с женщиной изнасилованием в том смысле, что она не знала, кто он на самлм деле, и все их отношения были построегы на его вранье. Впервые слышу такую трактовку в кино и считаю ее имеющей право на существование. Втягивать женщину в интимную связь через ложь - совершать насилие над личностью. В этом сериале вообще много о личных границах, допустимости того и этого, косвенно и прямо. Сериал уже продлили на второй сезон.
Philip K. Dick's Electric Dreams (1 серия): антология рассказов Филлипа Дика, адаптированная для телевидения. Думаю, нет особого смысла писать обо всем сезоне, поскольку это не связанные между собой истории. Но первая серия мне понравилась: межличностный конфликт тут выведен сразу и в плоскость гендерного, и социального, и политического. Нарочитый ретро-антураж добавляет истории глубины в том плане, что история вне времени, такое происходило, и будет происходить всегда и везде, где есть большинство и меньшинство. При этом например читать Дика я не смогла в свое время, мне не нравятся переводы и я не сказать, чтобы увлекаюсь научной фантастикой. А вот посмотреть - очень даже.
The Sinner (1 сезон): закончился один из самых интригующих сериалов этой осени. Мать семейства Кра Таннетти (Джессика Бил) на пляже нападает на парня и убивает ножом, которым только что резала яблочко для сына. Ни муж, ни окружающие, ни сама Кора не могут понять, с чего она взбесилась. Детектив Гарри Амброуз (Билл Пулман), который не привык бросать дело на полпути, с самого начала видит в преступлении Коры нечто большее, чем немотивированную агрессию, и начинает копать. Сериал страшный, и совсем не потому, что разгадка какая-то особенно ужасающая - в итоге дело оказывается в юношеской глупости, обывательской трусости, мужской несостоятельности, родительской слепоте и католической церкви. А потому, что по сути и преступления Коры, и всего, что ему предшествовало, можно было бы избежать, не будь ее родители закостенелыми эгоцентриками, а мужчины на ее пути - трусливыми мальчишками. Интересна реакция мужа Коры (Кристофер Эббот) - сперва от отталкивает жену, шокированный ее преступлением, но затем начинает думать, вспоминать, и признает, что звоночки были давно, просто он не хотел их замечать, а значит, часть вины и на нем тоже. В итоге героиня, конечно, несет наказание за преступление, но с учетом всех известных фактов, а не просто потому, что измученную, слабую и легкоранимую женщину проще простого поймать, обвинить и запугать до такой степени, чтобы она приняла на себя все грехи нашего мира. Крутой сериал, рекомендую посмотреть. Всего 8 серий.
The Orville (1-3 серии): пародийный сериал Сета МакФарлейна о буднях на космическом исследовательском судне Орвилл. Эд Мёрсер получает назначение на капитанский пост, но не знает, что этому поспособствовало его бывшая жена Келли Грэйсон. Точно также он не подозревает, что Келли - его старший помощник, а когда узнает, то совсем не рад этому событию. Но работать вместе все равно придется, и в итоге оказывается, что близкое знакомство капитана и старпома чаще идет на пользу кораблю, чем нет. С одной стороны сериал комедийный, и вполне в духе МакФарлейна - шуточек ниже пояса предостаточно. С другой - в третьей серии, например, разбирается случай одного из членов команды, выходца с планеты, где женщина считается болезнью, и каждой девочке меняют пол сразу после рождения. И вот финал этой серии меня пока оставил в глубочайшем недоумении, я не знаю, продолжать смотреть сериал или бросить. В целом, очень на любительницу, и я предлагаю всем сделать свои выводы - но обязательно посмотрите третью серию, она про "традиции" и вот это всё, и очень хорошо показывает ущербность всех антиженских теорий.
Ghosted (1 серия): Макс Эллисон и Лерой Райдт жили-почти-не-тужили, пока в один прекрасный день их не похитили представители тайной службы и не рассказали, что спецагент, пропавший на задании, оставил видеозапись, на которой просит найти именно Макса и Лероя. А все потому, что Лерой - лучший следователь полиции по делам об исчезновении людей, а Макс - профессор астрофизики из Стэндфорда, который шарит в теориях о мультивселенных. Забавная комедия на тему паранормального, сверхъестественного и инопланетного, что приятно - действие развивается быстро, и из бадимуви взяли все самое лучше, оставив шутки ниже пояса за кадром. Адам Скотт в комедии не новичок, Крэйг Робинсон тоже, есть надежда на годный ситком для этой осени.
Star Trek: Discovery (1-2 серии): одна из самых ожидаемых новинок осени в моем личном списке. Экипаж корабля USS Discovery NCC-1031 получает задание разобраться с поломкой ретранслятора Звездного флота где-то у границ Федерации. На месте становится понятно, что ретранслятор повредили намеренно, а кроме того, неподалеку проявляются клингонцы. Завязывается битва, многие гибнут, а главная героиня Майкл Бёрнэм (землянка, воспитанная вулканцами, хе-хе) подпадает за свои действия под трибунал. Но все это неважно на фоне того, что именно клингоцы готовят Федерации. Почему стоит смотреть? Наконец-то у нас и капитан корабля, и первый помощник - женщины, с нормальными рабоче-дружескими отношениями, наполненными взаимными подколами. Плюс интересный детективный сюжет, плюс отличная графика - я даже пожалела, что смотрю на ноуте, а не на большом экране. Отличное дополнение к вселенной Стра Трека.
Young Sheldon (1 серия): это должно было случиться - вышла первая серия ситкома о детстве Шелдона. Неожиданно не столько смешной, сколько трогательный и по-настоящему семейный сериал о мальчике с выдающимися способностями и добрым сердцем, который просто не прошел вовремя обследование и не попал в руки к специалистам. Иан Армитаж отлично вписался в роль, а дополнения от закадрового голоса Джима Парсонса добавляют истории глубины. Если вы устали от сексизма и мелочности Теории большого взрыва, на этом ситкоме можно отдохнуть и посмотреть на Шелдона Купера во времена, когда в нем еще не было столько язвительности и снобизма.
Фильмы
Table 19 (2016): уютная осенняя комедия (хоть и вышла весной 2016) о компании людей, оказавшихся за одним столиком на свадебной вечеринке. Довольно быстро выясняется, что из общего у них - неустроенность, одиночество и чувство собственной ненужности. Но помощь человека, просто в нужный момент оказавшегося рядом, творит чудеса. Один момент - история Элоиз и Тедди меня убила. Понятно дело, всем страшно, когда узнаешь о беременности. Но почему-то только мужчины считают возможным бросить беременную девушку и еще ждать, что она встанет в его положение и поймет сквозь расстояние и время, как он испугался и растерялся, узнав ребенке. И конечно же простит. Чтобы он мог и дальше быть милым раздолбаем и забывать ребенка тут и там. Хер знает, такая история любви меня не вставляет.
Rough night (2017): Джесс строит политическую карьеру, а еще выходит замуж, и опрометчиво назначает свою старинную подругу Элис главной организаторкой девичника. Нет никого страшнее женщины, решившей, что перед свадьбой положено "отрываться по полной" - в ход идет полный набор банальных скреп девичника, от украшений в форме пениса до поездки в Лас-Вегас. Джесс уже и сама не рада, к тому же она пригласила на девичник свою австралийскую университетскую подругу Пиппу, а Элис, Блэр и Фрэнки это воспринимают с прохладцей. Ну и на фоне этого внутреннего конфликта на вечную тему "кто твоя лучшая подруга?!" разворачивается полукриминальная история случайной смерти стриптизера.
Честное слово, снимать такую пошлятину в 2017 году - надо додуматься. Тут ужасно все - от постановочного стереотипного конфликта внутри женской компании до уверенности, что современная свободная женщина только и ждет случая свалить от жениха в Вегас и там окунуться в типичный для патриархатного общества разврат. А в том, что "веселье" девичника слизано с мужских представлений о предсвадебной вечеринке, сомневаться не приходится: начиная с самой идеи необходимости громкого "прощания" с холостой жизнью (при том, что Джесс хочет замуж и любит своего бойфренда) и заканчивая наркотиками, выпивкой и стриптизером.
Ну такое. Я даже до середины не досмотрела, бросила. И вам не рекомендую.
Free Fire (2017): типичный эксплуатейшн на тему "вор у вора шапку украл". Две группы преступников и их посредник встречаются на заброшенном складе, чтобы обменять деньги на оружие. В процессе выясняется, что один водятел из компании ирландских террористов обидел кузину мелкой сошки из банды американских торговцев оружием. завязывается драка, случайная пуля начинает перестрелку. Собственно, весь фильм. В жизни, понятное дело, все завершилось бы куда быстрее и кровавее, но в кино среди бандитов обязательно найдутся и харизматичные лидеры, и никчемные мальчики на побегушках, и остроумные элегантные люди из "серой" зоны. И даже единственная женщина не просто падет жертвой мужских разборок, но сумеет повернуть ситуацию в свою пользу. Возможно. Смотреть можно, только если вы поклонница кого-то из актеров или жанра в целом. А так - проходной фильм на раз.
Lady Macbeth (2017): британский фильм по мотивам очерка Николая Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Молодая женщина Кэтрин выходит замуж за Александра, и переезжает с мужем в дом его отца Бориса. Но очень быстро понимает, что муж ее - алкоголик, импотент и скрытый садист, свекор - тиран и самодур, а семейная жизнь - череда отупляющих однообразных действий. Гулять женщине запрещено, читать тоже, она целыми днями сидит на диване и не может даже опереться на спинку, а по ночам муж доводит ее своими странными приказами до истерик. Постепенно Кэтрин впадает в умственное, физическое и эмоциональное оцепенение, но тут свекор отправляет ее мужа разбираться с проблемами на принадлежащих семье шахтах, а сам сваливает по своим делам. Оставшись одна, Кэтрин расправляет крылья и летит - непонятно только, к свободе или огню. А может, в описываемые времена для женщины это было одно и то же.
Отличная экранизация, особенно если читали Лескова и что-нибудь из британской классики, хоть тот же «Грозовой перевал». Российская безысходность и описание не то что безрадостной, а совершенно рабской жизни женщины в «традиционной» семье за спиной мужа и прочих родственников мужского пола хорошо легла на мрачные красоты английской провинции, где женщину умышленно загоняют в гетто домашних обязанностей и ждут при этом, что она не сойдет с ума и не оскотинится. А именно это и ждет героиню - обстоятельства раз за разом складываются таким образом, что мужчины ее либо пытаются сломать, либо предают, и у нее два выхода: смириться и умереть либо бороться - и все равно умереть. Счастливый исход в этой истории невозможен, потому что система выстроена против женщины, как бы она не поступила. Любое решение - смерть.
Интересный классовый момент: несмотря на то, что Кэтрин становится парией в своем классе, в нужный момент у нее все же получается использовать принадлежность к высшему обществу в качестве защиты от подозрений. В этом мире солидарность проходит по линии владения имуществом, а не по половому признаку - других женщин героиня считает соперницами, не жалеет - это чувство из нее выжгли, и при случае спокойно отправляет на виселицу, лишь бы самой остаться в живых. У Лескова Катерину Львовну настигло возмездие в виде смерти, у Элис Бирч (сценаристки) Кэтрин также получает по заслугам, хоть и в ином виде. Но Бирч верно ухватила, мне кажется, суть - героиня стремилась обладать и получать любовь, а пришла к одиночеству и изгнанию. Мрачно, жестко, безрадостно, по-русски безысходно и по-английски сдержанно. Рекомендую.
The Hitman's Bodyguard (2017): криминальное бадимуви о зажатом телохранителе богатых и не очень честных (Райан Рейнольдс) и раскрепощенном наемном убийце с моральным кодексом (Сэмуэль Л. Джексон), которым приходится вместе отбиваться от говорящих по-русски прихвостней боснийского диктатора (Гэри Олдман). Я так и не поняла, почему диктатор боснийский, но местом действия все время называли Беларусь. Может, для сценаристов это один хер большое белое пятно на карте. В общем, не сказать чтобы увлекательно и не очень смешно (в бутылку поссали, про слипающиеся в труханах яйца и член тоже упомянули, норма по мужицким шутейкам выполнена, чо). Мне кажется, этот жанр давно зашел в тупик, и зачем из года в год пинать дохлую лошадь? Понятно же заранее, что никаких новых сюжетных поворотов в рамках жанра не родить. Похода в кино этот фильм определенно не стоил. Отметить можно лишь сцену знакомства героя Джексона с героиней Сальмы Хайек.
Unlocked (2017): еще один фильм, который я пропустила в прокате. Бывшая спецагентка ЦРУ Элис Расин (Нуми Рапас) работает под прикрытием в Лондоне. По сути, она отправилась в добровольное изгнание после неудачной работы в Париже. Расин ощущает вину за гибель людей во время парижского теракта и на новом месте работы прилагает массу усилий для раннего выявления террористов. Тут на нее выходит МИ-6 с просьбой провести допрос подозреваемого в подготовке очередной атаки, Элис соглашается, в процессе понимает, что ее подставили и вообще всё не то, чем кажется. А дальше - полтора часа нуднейшего в мире шпионского боевика с претензией и Нуми Рапас с очень грустным лицом. Я бы тоже грустила при таком слабом сценарии. Atomic blonde тоже не шедевр, но выехал за счет музыки, визуального ряда и Терон. Рапас не дают ни разыграться, ни сменить выражение лица. Орландо Блума вообще для красоты взяли, по ходу. Фильм ниачем, потраченного времени не стоит.
It (2017): маленький мальчик пошел погулять, деткам другим его не видать. Жизнь в Дерри, штат Мэн (мы все знаем, что если хочешь выжить в США - лучше обходить этот штат стороной) текла своим чередом: родители пиздили детей, те - более слабых детей, те - животных. Пока маленький Джорджи, а за ним еще несколько учеников местной школы не пропали без вести, оставив после себя в лучшем случае части тела, а чаще всего ничего. Клуб неудачников во главе с Биллом - старшим братом пропавшего Джорджи, мучающимся от чувства вины, берется за расследование, попутно выясняя кое-что о своих страхах.
Мальчишки неумело и жалко шутят на тему секса, скрывая за бравадой подростковое томление и неуверенность в себе (как жаль, что многие взрослые мужчины в этом мало отличаются от 13-летних пацанов), Беверли борется с ужасом перед отцом и первой менструацией, чудовище под городом пожирает души, а взрослые ничего бы не заметили, даже если клоун сел им на лицо. Но в конце концов все наладится (на самом деле нет, и Беверли это знает).
Крепко сделанный фильм ужасов про взрослых, которые страшнее любого монстра, домашнее насилие, идущее по нисходящей от самого сильного к самому слабому, и безысходность подросткового возраста, когда ты уже многое понимаешь, но еще не всегда способна за себя постоять. Несмотря на то, что большинство действующих лиц - мальчики, самая сильная и страшная история у Беверли Марш, конечно же, и с сегодняшней точки зрения я это вижу яснее, чем могла понять в 13 лет, когда впервые прочитала эту книгу.
Просто я из страшилок про темные углы и старые дома уже выросла, поэтому меня фильм не особенно впечатлил.
Kingsman: The Golden Circle (2017): простигосподи жвачка для мозгов. Некая организация Золотое кольцо, во главе которой стоит слегка сумасшедшая, но крайне обаятельная дама Поппи, уничтожает Кингсмэн в один присест, потому что агент Ланселот, а за ним и многоумный Мерлин, профукали вторжение в систему безопасности. За помощью остатки британской спецухи обращаются к своим американским коллегам из объединения STatesman - ребята варят виски, а еще уничтожают опасности, угрожающие Америке. И все вместе спецагенты идут на войну с наркомафией. Тема анально-ориентированного юмора нашла свое логическое завершение в сюжетной линии Элтона Джона, но он хотя бы душка и красиво посылал своих похитителей в жопу всякий раз, как у него выдавалась возможность. Отсылки к Дональду Трампу и его предвыборным лозунгам, а также популистским обещаниям трампоподобных белых гетеросексуальных мужчин тоже ничего. Но в целом фильм на один раз, и вы его сразу после выхода из зала забудете, я вас уверяю. Саундтрек хорош.
Orbita 9 (2017): у этого фильма ровно одна проблема - из трейлера мы уже знаем главную интригу, а без нее смотреть в общем-то незачем. Потому то никаких глубоких или хотя бы интересных вопросов в картине не поднимают, актерская игра не блещет, и в целом это вторичный проходной фильм о границах допустимого в сфере экспериментов над человеком и человечностью. Если совсем нечем заняться, можно глянуть. Финал немного выбивается из череды аналогичных историй.
Okja (2017): аниме, которое по недоразумению стало фильмом. Хороший актерский состав, Тильда Суинтон в квадрате, милейшая девочка Мидзян, живущая в единении с природой и свинопотамихой Окчей - и все это невыносимо скучно на выходе. С Орбитой 9 этот фильм роднит не только вторичность и отсутствие ярких красок и эмоций при просмотре, но и простая мысль - мы не способны понять страдания живого существа, пока сами не оказываемся внутри ситуации. Не вырасти Мидзян с Окчей, спокойно ела бы мясо свинопотамов, как и все прочие люди.
Еще я посмотрела:
mother!
Еще я посмотрела:
mother!