Слова, которых ждешь больше всего на свете, могут меняться. С ними может что-нибудь случиться, пока ждешь. "Люблю-нужна-прости. Люблю-нужна-навеки". Их звуки могут превратиться в невнятный шум, грохот, отбойные молотки на улице. И тогда остается только бежать. Чтобы не повиноваться этим словам просто по привычке.
Зарегилась тут ради эксперимента на Букмейте, очень довольна, даже завела себе полочку - буду добавлять туда прочитанные и понравившиеся книги о женщинах и для женщин, написанные женщинами. А начать знакомство с сервисом (кстати, у них есть пробный бесплатный месяц, чтобы решить - надо ли оно тебе) решила с последнего по времени выхода в России сборника рассказов Элис Манро.
Сборник включает в себя 13 рассказов, пять из которых объединены местом действия и героиней, а остальные так или иначе возвращают читательницу к территориям, описанным в рассказе "Увлечение". Как обычно, Манро режет словом по живому, поэтому я так долго и мучила эту книгу - чуть не неделю, хотя делов там буквально на день.
Ею владели похоть и ужас. Она не могла не жалеть себя, напялившую шелковое нижнее белье. Она презирала себя - рабыню собственных потребностей. Впрочем, она испытывала эти чувства не в первый раз и не притворялась, что испытывает их впервые. То, что с ней происходило сейчас, пока не сильно отличалось от прошлого опыта.Потому что каждый рассказ о женском внутреннем, скрытом, что не принято показывать окружающим, а еще так или иначе о насилии, вплетенном в повседневность, незаметном, но ощутимом. Если учесть, что все рассказы идут от первого лица, и зачастую рассказчица либо является непосредственной участницей событий, либо рассказывает историю героини, параллельно вплетая и свою жизнь в рассказ, эффект ошеломительный.
Моя религия - художественная литература.Конечно, героини Манро страдают. Явно или не очень, понимая все о себе и окружающих или нет, но подсознательно чувствуя ужас бытия и того, что с ними творится. Но при всем при том они еще и борются - с собой, с людьми, с обстоятельствами, со всем, что мешает им жить. Иногда проигрывают, иногда только думают, что проиграли. Наверное, меня проза Манро цепляет не в последнюю очередь потому, что писательница позволяет своим героиням быть несовершенными, резкими, странными, живыми.
Он не мог описать чувство, которое она у него вызывала. Это было так же невозможно, как описать запах. Похоже на разряд электричества. На горелые зерна пшеницы. Нет, на горький апельсин. Сдаюсь.И да, она много пишет об отношениях с мужчинами - в семье, в браке, в любовной связи, дружеской, случайной. Возможно, кого-то это оттолкнет, а меня наоборот притягивает. Манро тут ставит один очень важный вопрос - а можно ли сохранить себя или все-таки любая связь с мужчиной в конечном счете борьба за свою личность и право на самость? Явно все эти темы конечно не декларируются, но каждый рассказ в конечном итоге именно об этом.
Про себя она думала - зная, что это очень непрогрессивно и просто неприлично с ее стороны - что некоторые женщины, такие как она сама, вечно начеку: они выискивают безумие, в котором найдется место и для них. Ибо что такое жизнь с мужчиной, как не жизнь внутри его безумия?Настойчиво рекомендую. Для меня главный критерий - узнавание. Если вижу себя в героине, мне хочется читать дальше. С прозой Манро так происходит с первого прочитанного рассказа.