Недалекое будущее, в котором в разумных свиньях выращивают человеческие органы для пересадки, вместо птицефабрик курятину выращивают на кустах, а пол, цвет глаз и количество рук будущего ребенка можно заказать в специальной лаборатории. Вопреки всем фантазиям писателей прошлого развитие науки и техники привело только к обнищанию одних и стремительному обогащению других.
Трилогию Маргарет Этвуд можно сравнить с полотнами Босха - вроде все знакомое, но вывернуто наизнанку. Никакого светлого будущего, только смерть, боль и разрушения. Нет Безумного Макса, зато полно Фуриос, новых амазонок. Это не первая антиутопия писательницы, сервис Hulu буквально на днях выпустил первые три серии экранизации "Рассказа служанки", книги 1985 года. Тем интереснее сравнить, как виделось будущее тогда, и о чем Этвуд пишет сейчас.
Маргарет Этвуд - канадская писательница, родилась в 1939 году, много путешествовала с отцом-энтомологом, получила классическое гуманитарное образование. Училась и работала в разных университетах Канады и США, с 60-х публикуется и как поэтесса, и как прозаик. Открытая феминистка, если можно так выразиться, и в своих книгах всегда поднимала наиболее актуальные и острые вопросы. Проблематика ее произведений всегда - женский вопрос, свобода воли, моральный выбор, потребность любить и быть любимой. Четыре раза была финалисткой Букеровской премии. В 2000 году награждена Букеровской премией за роман "Слепой убийца", премией Артура Кларка и дважды - премией Генерал-Губернатора, главной литературной наградой Канады.
Трилогия о Беззумном Аддаме состоит из трех романов: Орикс и Коростель, Год потопа и Беззумный Аддам. С разных точек зрения, глазами непосредственных участниц и участников событий, авторка рассказывает историю насилия и ненависти, которая в итоге приводит к уничтожению человечества. Интересно, что мужчины и женщины по сути проходят примерно один и тот же путь, только в случае женщин, понятно дело, все отягощено сексуальным насилием, преследующим их с детства. Но реакция на происходящее у тех и других абсолютно разная. Вокруг этого не в последнюю очередь сосредоточены все три романа, вопрос "а был ли другой путь?" присутствует на третьем плане на протяжении всего повествования.
Орикс и Коростель: Голое знание без этики превращается в орудие массового уничтожения. Голое знание без анализа социальных последствий ведет мир к гибели. Этвуд, кажется, вообще пришла к выводу, что в мире будущего человечеству места нет. Ну и конечно, она мастерски рисует портрет мужчины, который уверен, что не совершать зла и творить добро - одно и то же. Социопат с манией величия в романе изображен набросками, оттенками - может быть потому, что целиком такое сложно вообразить. А вот обычный мужчина из тех, что мы каждый день встречаем на улицах - вполне. И он-то в итоге оказывается страшнее всех социопатов и насильников мира, вместе взятых. Сама ситуация, в которой обычный мужчина является бенефециаром насилия над детьми и женщинами, считая себя при этом непричастным к происходящему. очень наглядно показана. Если бы я была мужчиной, мне было бы стыдно такое о себе прочесть. Потому что это горькая и неприкрытая истина, никаких хороводов вокруг мужского эго Этвуд не водит. А еще там есть интересный момент: главный герой пытается заставить возлюбленную оценивать ее прошлое с его точки зрения, чувствовать то, что, как он считает, обязана чувствовать нормальная женщина в подобной ситуации. И всякий раз натыкается на упорное сопротивление. Вид женской сепарации - не чувствовать того, что мужчина считает правильным.
Год потопа: вторая книга из серии. Помимо сквозного сюжета на три книги во втором романе разворачивается две параллельных истории героинь, так или иначе связанных с персонажами первой части. Мир будущего видится Этвуд бесперспективным и мрачным местом, в котором технологии приводят только к раскрытию античеловеческого и антигуманного начала в людях. Никакого феминизма, зато есть частная корпорация, продающая тела женщин для развлечения богатых мужчин. Героини с самого детства живут под угрозой сексуального насилия, рабства, убийств и т.п. По сути, их личный апокалипсис начинается задолго до того, как человечество наконец уничтожает само себя. И это неплохая метафора узаконенного насилия над женщинами. Читать эту книгу только как образец жанра можно, если ты совсем не умеешь мыслить абстрактно. Во всех остальных случаях понимаешь - в принципе, мы уже живем в реальности романа Этвуд, просто пока еще не заметили этого. Интересная деталь - героини Маргарет на порядок более стойкие и жизнеспособные, чем мужчины. Но выбирать им приходится не между хорошим и плохим, а между очевидным насилием и ребятами, которые сначала бросают их в беде, а потом предлагают секс, хотя знают, что интересующая их женщина не так давно пережила, скажем, групповое изнасилование. Вообще, в плане секса книга триггерная, хотя там не ни одной сцены, в которой происходящее описывалось бы прямо.
Беззумный Аддам: заключительная часть трилогии. На самом деле с точки зрения коммерции деление на три части обосновано, а вот повествовательно история воспринималась бы совсем иначе, читай я ее с начала и до конца в одном томе. В третьей книге авторка добавляет недостающие детали в паззл, и поведение героев из предыдущих частей становится еще более понятным и обоснованным. При этом никаких скидок на трудное детство или тяжелые душевные травмы героям все равно не дают. Страдают в равной степени все, но другим причиняют страдание единицы. Сцена суда над больболистами - наверное, одна из самых ярких с точки зрения пояснения этических взглядов писательницы. Ну а самое главное - уничтожение человечества не сделало мир лучше, оно просто преобразовало его в нечто новое. А вот что - не знают ни рассказчица, ни другие героини и герои романа, ни тем более читатели. Интересна мифология и картография романа. В процессе чтения не раз и не два возникало ощущение, что территориально все персонажи жили на каком-то мизерном клочке суши, хотя если вчитаться - они сходились к одной точке достаточно долго, едва ли не на протяжении двадцати пяти лет.
В целом, я настоятельно рекомендую прочесть эту трилогию, если вы соскучились по хорошей фантастике и антиутопии уровня "Нового дивного мира".
Маргарет Этвуд - канадская писательница, родилась в 1939 году, много путешествовала с отцом-энтомологом, получила классическое гуманитарное образование. Училась и работала в разных университетах Канады и США, с 60-х публикуется и как поэтесса, и как прозаик. Открытая феминистка, если можно так выразиться, и в своих книгах всегда поднимала наиболее актуальные и острые вопросы. Проблематика ее произведений всегда - женский вопрос, свобода воли, моральный выбор, потребность любить и быть любимой. Четыре раза была финалисткой Букеровской премии. В 2000 году награждена Букеровской премией за роман "Слепой убийца", премией Артура Кларка и дважды - премией Генерал-Губернатора, главной литературной наградой Канады.
Трилогия о Беззумном Аддаме состоит из трех романов: Орикс и Коростель, Год потопа и Беззумный Аддам. С разных точек зрения, глазами непосредственных участниц и участников событий, авторка рассказывает историю насилия и ненависти, которая в итоге приводит к уничтожению человечества. Интересно, что мужчины и женщины по сути проходят примерно один и тот же путь, только в случае женщин, понятно дело, все отягощено сексуальным насилием, преследующим их с детства. Но реакция на происходящее у тех и других абсолютно разная. Вокруг этого не в последнюю очередь сосредоточены все три романа, вопрос "а был ли другой путь?" присутствует на третьем плане на протяжении всего повествования.
В целом, я настоятельно рекомендую прочесть эту трилогию, если вы соскучились по хорошей фантастике и антиутопии уровня "Нового дивного мира".