2 сентября 2019 г.

Делай культуру! пост-рефлексия

На выходных была во Флэте на мини-фестивале Делай культуру!, ну и вот. По поводу самоорганизации и делания культуры в Томске у меня все те же мысли, что и всегда. Просто я их раньше таким списком не собирала.


Симптомы городской культурной болезни:

- томские деятели в основном уверены, что делать что-то можно только с друзьями, с кем долбишься в десны, с кем от любви прям плачешь. Это все время ставит деятелей в неудобное положение: вроде и друг дурак дураком, безответственный, неорганизованный, не ценящий свое и тем более чужое время, ленивый, но и выгнать его из проекта никак, все ж таки друг;

- деятели также страшно страдают от нехватки безусловной материнской любви, поэтому все, что не она, воспринимают как попытку задавить их порывы. В результате каждый выход из тусовочки в страшный внешний мир, полный тьмы и ужасов, сопровождается истериками в адрес зрителей: не так смотрят, не так говорят, не так пишут. Любите меня, восполните нехватку материнской любви, ну пожалуйста, ах ты сука ебаная, а ну люби меня, я сказал, ага, а теперь ты вообще ничего про меня не пишешь, а ведь я старался! Грустно наблюдать кризис трехлетки во взрослых людях;

- отсюда тема про «делать для себя, не документировать, в общем, без претензий на искусство». Это не самоорганизация, это дружеские посиделки. Они направлены вовнутрь и настолько же безрезультатны, как рассказы, написанные «в стол»;

- поэтому Томск переполнен проектами, но между собой они никак не взаимодействуют, а зачастую даже и не знают друг про друга. Более того, каждое новое поколение уверено, что они делают что-то первые в городе. На самом деле нет, конечно. Но наблюдать за этими потугами на новаторство смешно;

- еще одна проблема томских творческих это зацикленность на себе и игнорирование других сфер культуры. Музыканты тусуются с музыкантами, поэты с поэтами (и угрожают избить всякого, кто попробует критиковать их, были такие истории), никто друг к другу не ходит, знать не хочет, что делают в смежных областях. В итоге мы имеем стагнацию культурной обстановки в целом, отсутствие новых идей и интересных коллабораций;

- деятели трусоваты. Основной мотив как у премудрого пескаря, как бы чего не вышло. Итог: отсутствие ярких высказываний, все пресное, декоративное, «для себя» и в стиле «и так сойдет».

Вот и получается, что у нас есть отдельные клевые проекты, и со всеми ними я так или иначе общаюсь, тусуюсь, с кем-то даже дружу — в основном с людьми, которые способны разделять дружеские отношения и мою позицию наблюдательницы. У меня много знакомых в разных кругах и тусовках. Но ни разу я не видела, чтобы они пересекались. Прям хоть устраивай наконец свой фестиваль, и за руку знакомь всех между собой. Но они же опять собьются в кучки по углам и будут шептаться, а кто как на них посмотрел и что это значит.