20 июня 2019 г.

Фильмы Кантемира Балагова

На этой неделе в прокат вышла новая режиссерская работа ученика Сокурова из Кабардино-Балкарской республики Кантемира Балагова. Он уже второй раз представляет свойй фльм на Каннском кинофестивале, и на мой взгляд, на сегодняшний день это один из лучших работающих российских режиссеров.

источник
Если вам хочется поближе познакомиться с личностью Балагова, посмотрите интервью, которое он дал Дудю. Там кроме истории самого режиссера еще и интересно про ситуацию с культурой и вообще в Кабардино-Балкарии. А я просто расскажу о двух фильмах Балагова: Тесноте и Дылде.

Теснота (2017): И сделай что-нибудь с волосами, — походя бросает мать дочери, втиснув ее в невыносимо душное платье для гостей, а ты сидишь в темном кинозале и кожей ощущаешь унижение, знакомое всякой, кому когда-либо приказывали сделать что-нибудь с тем, что тебе дала природа и что уже поэтому прекрасно.


Лучшие художники всегда те, кто способен подняться над своим полом и гендером и внимательным взглядом выцепить слепые пятна в окружающем мире. Кантемир Балагов снял драму о тесноте постсоветской ячейки общества, не просто втиснув происходящее в квадратный кадр (это уже делала Долан, и что такого), но заставив зрительниц вместе с героиней (Ила — Дарья Жовнер) буквально задыхаться от тесноты: тела, гендера, национальной идентичности. Ила живет в мире абсурда — дома обсуждают помолвку брата, по рукам ходят кассеты с записью казней русских солдат чеченскими боевиками, любимый человек из другого племени, а значит, по мнению матери, Иле с ним быть нельзя. И в этом хаосе остается только кричать, но даже это в конечном итоге бесполезно - никто не услышит. Теснота — это фильм обо всех женщинах на постсоветском пространстве, которые день за днем кричат внутри себя, напрягая связки изо всех сил, но не могут, не собрали пока достаточно сил, чтобы дать отпор. Отдельно хочу отметить работу по восстановлению эпохи: воспоминания работают даже на физическом уровне, все эти тесные застолья, одежда, музыка мгновенно воскрешают в памяти кадры собственной жизни. Дарья Жовнер — прекрасна, там на одной мимике столько построено, такая работа проделана! Ничего больше писать не хочу, сами посмотрите.

Дылда (2019): зенитчица Ия после контузии возвращается в Ленинград и устраивается работаеть медсестрой в госпиталь. Первая послевоенная осень, вокруг тоска, тлен и разруха, в госпитале тем более ничего позитивного.


Но официальные лица уже рапортуют о том, как скоро жизнь наладится, раздают безруким и парализованным ветеранам яблоки в спецпайках, и по радио крутят спектакли. Тут наконец демобилизуют фронтовую подругу Ии, Машу, и две женщины вступают в схватку с тем невыразимым, что внутри них и между ними. Больше рассказать ничего не могу, ибо спойлеры. Но для военного фильма эта картина удивление не слезодавительная, в ней чувствуется сила и вкус. Как мне показалось, такая на первый взгляд безэмоциональность обусловлена самой атмосферой после войны, когда прочувствовано и пережито было так много, что способность к эмпатии временно атрофировалась. Мало того, реальная жизнь вступает в конфликт с официальной, и для много из того, что происходит в госпитале и между людьми, просто нет названия в том языке. Эта невозможность назвать, невысказанность, неназванность подогревает и усиливает конфликты, доводя их до крайней точки напряжения и взрывая внутри персонажей. Добавьте сюда моральную дилемму. очевидную для нас, но не для самих персонажей, и получите прекрасный, сильный фильм о дружбе, любви, милосердии, сострадании, жестокости от бессилия и сомнений вне рамок и норм, выше стереотипов и сомнений. Смотрите обязательно на большом экране с откалиброванными настройками цвета, там еще и работа с визуальной частью потрясающая. Если сравнивать в первым фильмом Балагова, Теснотой, заметен прогресс в области сюжета: здесь он вроде тоже линейный, но с ответвлениями, со сложностью, с подтекстом. В общем, must see.

Больше отзывов в телеграм-канале Посмотрим!