Мальчик Саня живет с отцом и матерью, а еще сестрой Саней в маленьком доме в Энске и каждый вечер слушает, как соседка тетя Даша читает испорченные письма, найденные в сумке утопившегося почтальона.
Саша еще не знает, что спустя несколько тяжелых лет эти письма перевернут не только его жизнь, но и заложат основы для большой любовной, приключенческой и детективной истории в духе викторианских романов.
Раз в год перечитываю наиболее любимые книги юности, чтобы проверить, как-то они смотрятся теперь. Ну что ж, могу сказать, что роман Каверина проверку временем выдержал. Хотя для меня было огромным удивлением понять, что структурно «Два капитана» отсылают к роману Диккенса «Жизнь Дэ́вида Ко́пперфилда, расска́занная им сами́м». Мало того, в самом тексте романа Каверин прямо говорит о том, откуда растут ноги у его истории.
Правда, содержательно история, придуманная Кавериным, все же отличается от автобиографической прозы Диккенса. Хотя бы потому, что в ней есть несколько важных частей, написанных от лица Катерины Татарниковой, и вообще героиня занимает в романе роль куда более широкую, чем романтический интерес главного героя. Не зря она однажды выговаривает мужу, что вообще-то она геолог, и с именем, а не просто дочь или жена.
Вообще Катя Татарникова с детства демонстрирует все признаки свободной советской женщины. В ней ни разу не просыпаются сомнения в своем праве на что угодно, от образования до карьеры. Она мечтает стать капитаном, затем поступает на геологический и пишет кандидатскую, меняет профессию под грузом обстоятельств, и там тоже достигает определенных высот. Вы скажете — пропаганда, я отвечу — лучше так, чем как сейчас.
При этом и ей автор позволяет минуты слабости, сомнений, но по большому счету в юности они связаны с газлайтингом в семье, а в зрелом возрасте — с враньем абьюзера, который преследует ее со студенческих лет. И каждый раз героиня находит в себе силы противостоять этим минутам, потому что Каверин придумал ей сильный характер. Опять же, читать про такую героиню мне лично намного интереснее, чем если бы она поджала лапки и сдалась.
С самого начала отношения Кати и Сани больше товарищеские, поскольку встречаются они в момент, когда думать о любви им рано по возрасту. Катя гоняет одноклассников и готовит взрывные смеси, Саня поглощен новой жизнью советского детдомовца. Они дерутся, а к любви приходят значительно позже, и я бы сказала, что эта линия в романе занимает все больше места с ростом самих персонажей. Их любовь растет из дружбы.
Это любопытный факт. Равно как и то, что по сюжету у Кати и Саши своих детей так и не появилось, речи о них никогда не заходило. При этом и Катя, и Саня нежно любят своего племянника Петьку и детей Вальки и Киры, но вообще дети не занимают в их жизни сколько-нибудь значимого места. По большому счету Каверин выписал историю этой пары так, будто им достаточно друг друга и работы.
Еще одна любопытная деталь книги — отношения между мужчинами. Они плачут, обнимаются, целуются, в общем, проявляют все те эмоции, которые сегодня в лучшем случае назовут признаком слабости. Есть пара моментов, когда и Саня, и Катя с презрением смотрят на плачущих, но в них проявляется либо незрелость самих персонажей, либо налет личных отношений с теми, кто проявляет слабость.
Это хороший большой классический роман о временах, когда в мире еще было столько необследованных мест, когда человек мог построить целую жизнь на идее и мечте, когда идея вообще что-то значила, а истории заканчивались наказанием преступника. К сожалению, детство персонажей выписано более ярко и полно, чем взрослые годы. Но все же мне было приятно перечитать этот роман и обратить внимание не детали, которых я не замечала раньше.
Купить книгу можно в магазине Лабиринт.
Саша еще не знает, что спустя несколько тяжелых лет эти письма перевернут не только его жизнь, но и заложат основы для большой любовной, приключенческой и детективной истории в духе викторианских романов.
Раз в год перечитываю наиболее любимые книги юности, чтобы проверить, как-то они смотрятся теперь. Ну что ж, могу сказать, что роман Каверина проверку временем выдержал. Хотя для меня было огромным удивлением понять, что структурно «Два капитана» отсылают к роману Диккенса «Жизнь Дэ́вида Ко́пперфилда, расска́занная им сами́м». Мало того, в самом тексте романа Каверин прямо говорит о том, откуда растут ноги у его истории.
Правда, содержательно история, придуманная Кавериным, все же отличается от автобиографической прозы Диккенса. Хотя бы потому, что в ней есть несколько важных частей, написанных от лица Катерины Татарниковой, и вообще героиня занимает в романе роль куда более широкую, чем романтический интерес главного героя. Не зря она однажды выговаривает мужу, что вообще-то она геолог, и с именем, а не просто дочь или жена.
Вообще Катя Татарникова с детства демонстрирует все признаки свободной советской женщины. В ней ни разу не просыпаются сомнения в своем праве на что угодно, от образования до карьеры. Она мечтает стать капитаном, затем поступает на геологический и пишет кандидатскую, меняет профессию под грузом обстоятельств, и там тоже достигает определенных высот. Вы скажете — пропаганда, я отвечу — лучше так, чем как сейчас.
При этом и ей автор позволяет минуты слабости, сомнений, но по большому счету в юности они связаны с газлайтингом в семье, а в зрелом возрасте — с враньем абьюзера, который преследует ее со студенческих лет. И каждый раз героиня находит в себе силы противостоять этим минутам, потому что Каверин придумал ей сильный характер. Опять же, читать про такую героиню мне лично намного интереснее, чем если бы она поджала лапки и сдалась.
С самого начала отношения Кати и Сани больше товарищеские, поскольку встречаются они в момент, когда думать о любви им рано по возрасту. Катя гоняет одноклассников и готовит взрывные смеси, Саня поглощен новой жизнью советского детдомовца. Они дерутся, а к любви приходят значительно позже, и я бы сказала, что эта линия в романе занимает все больше места с ростом самих персонажей. Их любовь растет из дружбы.
Это любопытный факт. Равно как и то, что по сюжету у Кати и Саши своих детей так и не появилось, речи о них никогда не заходило. При этом и Катя, и Саня нежно любят своего племянника Петьку и детей Вальки и Киры, но вообще дети не занимают в их жизни сколько-нибудь значимого места. По большому счету Каверин выписал историю этой пары так, будто им достаточно друг друга и работы.
Еще одна любопытная деталь книги — отношения между мужчинами. Они плачут, обнимаются, целуются, в общем, проявляют все те эмоции, которые сегодня в лучшем случае назовут признаком слабости. Есть пара моментов, когда и Саня, и Катя с презрением смотрят на плачущих, но в них проявляется либо незрелость самих персонажей, либо налет личных отношений с теми, кто проявляет слабость.
Это хороший большой классический роман о временах, когда в мире еще было столько необследованных мест, когда человек мог построить целую жизнь на идее и мечте, когда идея вообще что-то значила, а истории заканчивались наказанием преступника. К сожалению, детство персонажей выписано более ярко и полно, чем взрослые годы. Но все же мне было приятно перечитать этот роман и обратить внимание не детали, которых я не замечала раньше.
Купить книгу можно в магазине Лабиринт.