26 февраля 2019 г.

Феминистская сепарация

Влезла в тред по поводу сепарации и удивилась, какими мифами и страхами она окружена даже внутри феминистского сообщества.


Подумала, что могу рассказать о своем опыте, и, возможно, кому-нибудь станет не так страшно это слово, как его малюют антифеминисты и боязливые женщины.

Начнем с определений.

Сепарация в нашем случае это различные виды и формы отделения от мужчин и от институтов, отношений, ролей и деятельности, которые определяются мужчинами, в которых доминируют мужчины и которые работают на благо мужчин и поддержание мужских привилегий. Эта сепарация инициируется и поддерживается по воле женщин (Мэрилин Фрай. Некоторые мысли о сепаратизме и власти)

Достаточно широкое определение, которое позволяет использовать техники сепаратистского феминизма и как политическое движение, и как личные практики. Я расскажу о личном опыте сепаратизма в том виде, каким я считаю его удобным и приемлемым для себя.

Отказ от full-time работы под началом мужчин


В данном случае сепаратизм в феминистском смысле просто следовал за моим жизненным опытом. Сначала я поняла, что офисный труд это обмен времени моей жизни на неадекватно низкую зарплату. Потом осознала, что и отношения начальник-подчиненная нагружены множеством смыслов помимо рабочих. В моей практике было всего два явных конфликта с начальниками на почве феминизма, но скрытых намного, намного больше. Да, фриланс в сфере работы с текстом местами уступает фултайму с точки зрения регулярности дохода. Да, я перешла в разряд прекариаток, настоящее которых беспокойно и, прямо скажем, бедно, а будущее туманно. Зато уйти от заказчика, с которым не складываются отношения, со всех сторон проще, чем с работы по стандартному российскому трудовому договору.

Отказ от экономической зависимости


Еще до феминизма я взяла себе за правило платить за себя сама в любой ситуации. Теперь это правило трансформировалось и расширилось до того, что я стараюсь максимально развести в стороны свою финансовую жизнь и отношения с мужчинами. Я не жду, что мужчина будет платить за меня или решать мои финансовые проблемы, не прошу помощи у мужчин и не инициирую никакие экономические отношения, не закрепленные в договорном порядке. Я стараюсь не заводить никаких отношений с мужчинами, которые находятся на другом материальном уровне и могут использовать свое экономическое превосходство против меня. Если у меня нет денег, я решаю эту проблему сама, без привлечения мужчин. Это связано в том числе с моим страхом перед кредитами и долгами, кстати.

Отказ от близких отношений с мужчинами


Я не вступаю в романтические отношения, и вероятнее всего, никогда не выйду замуж. Это мой личный выбор, он связан с моими политическими взглядами. Да, у многих эта позиция вызывает вопросы, чаще всего связанные с каким-то извращенным стремлением выяснить, а не насиловал ли меня отчим трубой от пылесоса (реальная и дикая сплетня, которую обо мне распускал один томский фотограф). Нет, меня не трогает чужое мнение по данному вопросу, и я бы вообще эту тему не затрагивала, не будь пост посвящен практике личного сепаратизма. При этом я не утверждаю, что никогда не изменю своего решения. Но для меня близкие отношения с мужчиной возможны только при совпадения ряда условий. Пока этого не произошло, и в обозримом будущем не предвидится.

Отказ признавать мужскую точку зрения значимой


Самое простое, что может сделать любая, любая женщина для себя это перестать остро реагировать на высказывания мужчин по каким-либо вопросам, неважно, каким. Пусть говорят, а мы всегда можем сделать вид, что не слышали. В интернете под рукой есть бан, в реале я встаю и ухожу, пересаживаюсь за другой стол (кстати, это сильно обижает некоторых мужчин, которые уверены, что мое дело сидеть и слушать их речи), да просто перевожу разговор или начинаю новую тему с одной из присутствующих женщин. Конечно, это касается только случайных душных типов, мой круг общения прорежен до невероятной степени к настоящему моменту. В дискуссии или споры я вступаю крайне редко и только по принципиальным вопросам.

Отказ ставить мужчину и его интересы выше собственных


А вот это, по словам участниц разных фемтредов, как-то очень сложно. Мне повезло, потому что по характеру я эгоцентрична и жила с мамой, которая меня воспитывала, конечно, как умела и в советских традициях, но в меру. Такая залюбленная домашняя девочка, классический книжный ребенок. Мои лидеры мнений и примеры для подражания складывались из семейных и женских литературных образов, которые сами принимали решения и их жизнь не строилась вокруг мужа или любовника. Но так или иначе все мои знакомые, даже с другим бэкграундом, пришли в итоге к тому, что стали думать в первую очередь о себе, своих интересах и потребностях, а не о том, как будет лучше для мужчины. Так то все возможно. Тут надо оговориться, что несовершеннолетние сыновья это отдельная тема.

Как видите, все довольно просто 


Эти принципы не превратили меня в отшельницу и нисколько не нарушили ход моей социальной жизни. Я спокойно хожу на тусовки в смешанных компаниях, у меня есть приятели и хорошие знакомые из числа мужчин, я могу в случае необходимости принять помощь мужчины, в котором уверена, я не кидаюсь с криком негодования на мужчину, осмелившегося предложить мне выпить за его счет, все это не мешает мне заняться сексом, если я вдруг встречу подходящего человека. Но во всех ситуациях я отдельно, а мужчина отдельно. И нас связывает только свободная воля двух людей. Я ни от кого не завишу ни психологически, ни физически, ни экономически, и в любой момент могу встать и уйти, и периодически так и делаю.

Подходит такой образ жизни вам или нет, решайте сами.