1 февраля 2019 г.

(Не)рабочие условия

Я тут в поиске работы, и снова хожу по собеседованиям. И не могу не отметить, насколько архаичен наш рынок труда.


Даже если ты приходишь в компанию, которая занимается высокотехнологичными разработками, везде одно и то же.

Про оплату труда давно уже все сказано, это грустная тема, и ничего нового я тут не напишу. Зарплаты занижают, ищут за копейку канарейку, чтобы пела и не ела, и это общая практика. Но есть еще ряд пунктов, которые прослеживаются на любом собеседовании. И как правило, я уже в середине разговора понимаю, что вряд ли сработаюсь с этими товарищами.

Пренебрежение бытом сотрудниц


Самый очевидный пункт, который проявляется еще на подходах к месту работы. Например, офис под автострадой, в одном здании с автомойкой. Никакой придомовой территории, где можно было бы выйти подышать свежим воздухом. Внутри либо мерзопакостный опенспейс, либо кабинеты, где столы сотрудниц стоят впритык, иногда под вешалками для одежды. Зачастую офис расположен в дешевом районе, вдалеке от центра. Рядом, конечно же, нет общепита, и тебе предлагаю приносить еду с собой и греть на общей кухне. Частое явление — офисы вдалеке от остановок общественного транспорта. Иногда встречаются офисы в промышленных строениях, куда невозможно подойти пешком.

Контрол-фричество


Проявляется прежде всего в неприятии удаленной работы. Например, я пишу тексты. Но меня все равно пытаются усадить в офис, хотя бы под предлогом того, что мне «нужно завоевать авторитет в коллективе». Иногда возможность работать из дома подают как бонус: мол, сможете работать, если приболеете, чтобы не брать больничный (!!! вот радость-то, работать из-под болезни), или когда докажете, что на вас можно положиться. Про отметки прихода и ухода с работы я уж не говорю, все изгаляются, как могут. Самый мягкий вариант: подключаться к офисному вай-фаю. В этом плане частные компании даже хуже государственных, потому что могут использовать неочевидные методы слежения.

Управление временем сотрудниц


Когда долго работаешь на фрилансе, как-то отвыкаешь от мысли, что некто решает за тебя, во сколько ты должна сесть за рабочий стол, во сколько поесть и как вообще распоряжаться своим временем в течении рабочего дня. В офисе по умолчанию ты продаешь не только свои навыки, но и реальное время жизни. Ты не можешь самостоятельно спланировать день, исходя из количества задач, потому что в любой момент тебя могут дернуть на другой проект. Ты не можешь встать и выйти, чтобы пройтись и подумать, потому что система зафиксирует, как ты покинула рабочее место. К тому же ты ежедневно теряешь по два часа на дорогу туда-обратно, и это время тебе даже никто не оплачивает, а оно утекает.

Управление кругом общения


Многие компании сегодня развивают корпоративную жизнь. На каждом собеседовании возможность остаться после работы в офисе и поиграть в настолки или посмотреть кино с коллегами подается как некий бонус. Извините, но я взрослый человек, давно сама выбираю свой круг общения, и не могу гарантировать, что в вашем коллективе мне будет настолько комфортно, чтобы играть с ними после работы. В целом попытка создать из офиса подобие Хогварста, а из сотрудниц — сирот, которые не хотят покидать любимый интернат на рождественские каникулы, меня пугает. Потому что это еще одна попытка управлять моим временем, только уже скрытая.

На самом деле я тут никому америку не открыла, потому что все проблемы индустриального подхода к организации труда давно зафиксированы и описаны, как и методы решения системных проблем. Но рынок труда у нас еще более неповоротлив, чем школа и высшее образование.

Поэтому странными одиночками выглядят как раз фрилансеры, а не те, кто способен пять дней в неделю на 10-12 часов в день отказываться от права самостоятельно вести свою жизнь и передавать управление в руки другим людям.

Почему я все-таки ищу работу по стандартным каналам и хожу на собеседования? Чтобы не отрываться от реальности, наверное.