За последние три месяца у меня в блоге вышло три подряд поста о сексизме: в рекламе, в IT, в общепите. И поток не иссякает, мне даже стали присылать больше всякого трэша.
Несмотря на громкий заголовок, в посте речь пойдет не только об откровенно сексистской, но и просто о глупой, непродуманной или плохо сделанной рекламе.
Начнем с прямых оскорблений и двусмысленностей. Здесь отличился цветочный салон Букетная лавка, который одной рукой приглашал покупать у них цветы для мам и бабушек, а другой выставил безобразную вульгарную рекламу, в которой намекал, будто женщина готова оказать услуги сексуального характера за цветы.
К счастью, нашлась бдительная горожанка, которая написала жалобу в ФАС, и рекламу сняли. Но сам факт ее появления уже повод для обсуждения. Кто целевая аудитория такой рекламы? Мужчины, у которых такие слабые нейронные связи с мозгу, что они могут выстроить только прямую цепочку между покупкой цветов и получением минета?
Реклама школы вождения Успех была, возможно, и не такой оскорбительной, но определенно сексистской. Потому что априори предполагала, что у водительниц особые потребности, заключающиеся в надписи на кузове. В нашей томской фемгруппе, кстати, 50% проголосовали за то, что это сексистская реклама. Особое внимание хочется уделить работе SMM школы: не знаю, как в их мире, но в моем «вторая половинка сильной половины» это четверть. Я так и не поняла, может, автор поста арбуз резал в момент, когда сочинял этот опус? Или ему мозг вырезали по кусочку, и он считал, сколько еще осталось?
Иногда SMM вроде и не ставить целью оскорбить, но ориентируется на какую-то вымышленную целевую аудиторию, и отсекает платежеспособных клиенток на подлете. Бар MeetUp вот устраивает квартирники, и вроде всегда делал нейтральные анонсы. До сегодняшнего дня. Почему нельзя было написать что-то вроде: Народ, приглашаем вас есть, пить и петь лучшее из любимых песен вашей юности! Зачем обращаться к одним мужчинам, отсекая женщин, которые по сюжет поста тоже присутствовали в ситуации, только в роли объекта? При этом я была в баре на днях, и там на 12 женщин было от силы 4 мужика, включая барменов.
Любопытно, кстати, что когда я написала свое мнение об этой рекламе в Инстаграме, мне пришло несколько комментариев в духе «заведение ведь и правда ориентировано на мужчин под сорок». И самое ужасное, что я даже не могу с этим утверждением поспорить, потому что да! несмотря на отсутствие формального заявления от авторов бара атмосфера там неуловимо «пацанская». Мешает ли это мне заказывать мясо? Нет. Я бы даже сказала, что чувствую себя там комфортнее, чем в томских заведениях, которые продвигают няшность и милоту для молодых мам и it-girl. Но понятно, что это создает ограничения.
Гендерные стереотипы действуют на гораздо более тонком уровне, чем прямая сексистская реклама или запрет на обслуживание женщин, как в барбершопах. Можно напрямую не писать, что женщинам вход воспрещен, но дать понять, как хозяева заведения видят нас: как объекты, которые они учились соблазнять в студенчестве и могут приобрести сегодня, при своем статусе и деньгах. При этом реальность давно не соответствует влажным фантазиям среднестатистического сорокалетнего томича, пускай даже владельца айтишной фирмы. И в это реальности женщины принимают решение о покупке чаще.
И еще один пример глупой рекламы с делением еды на основе формы гениталий от Сибирского бистро. Не представляю, кто еще ходит в это заведение, но думаю, перед покупкой мяса они не заглядывают себе в штаны и не уточняют у кассира, что же можно взять на обед, если там пенис или вульва. Да, сегментирование по половому признаку распространено, посмотрите хотя бы на отделы детской одежды и грушек. Но это не значит, что такое сегментирование имеет отношение к реальной целевой аудитории или дает адекватное понимание ситуации на рынке.
С учетом того, что денег у населения все меньше, а обороты общепита в Томской области неуклонно падают третий год подряд, такое поведение заведений (любых) мне лично видится странным. Стратегия навязывания покупательницам определенного типа поведения или унижения их по половому признаку вряд ли будет работать там, где люди пристальнее следят за своими тратами и тщательнее выбирают поставщиков услуг.
Несмотря на громкий заголовок, в посте речь пойдет не только об откровенно сексистской, но и просто о глупой, непродуманной или плохо сделанной рекламе.
Начнем с прямых оскорблений и двусмысленностей. Здесь отличился цветочный салон Букетная лавка, который одной рукой приглашал покупать у них цветы для мам и бабушек, а другой выставил безобразную вульгарную рекламу, в которой намекал, будто женщина готова оказать услуги сексуального характера за цветы.
К счастью, нашлась бдительная горожанка, которая написала жалобу в ФАС, и рекламу сняли. Но сам факт ее появления уже повод для обсуждения. Кто целевая аудитория такой рекламы? Мужчины, у которых такие слабые нейронные связи с мозгу, что они могут выстроить только прямую цепочку между покупкой цветов и получением минета?
Реклама школы вождения Успех была, возможно, и не такой оскорбительной, но определенно сексистской. Потому что априори предполагала, что у водительниц особые потребности, заключающиеся в надписи на кузове. В нашей томской фемгруппе, кстати, 50% проголосовали за то, что это сексистская реклама. Особое внимание хочется уделить работе SMM школы: не знаю, как в их мире, но в моем «вторая половинка сильной половины» это четверть. Я так и не поняла, может, автор поста арбуз резал в момент, когда сочинял этот опус? Или ему мозг вырезали по кусочку, и он считал, сколько еще осталось?
Иногда SMM вроде и не ставить целью оскорбить, но ориентируется на какую-то вымышленную целевую аудиторию, и отсекает платежеспособных клиенток на подлете. Бар MeetUp вот устраивает квартирники, и вроде всегда делал нейтральные анонсы. До сегодняшнего дня. Почему нельзя было написать что-то вроде: Народ, приглашаем вас есть, пить и петь лучшее из любимых песен вашей юности! Зачем обращаться к одним мужчинам, отсекая женщин, которые по сюжет поста тоже присутствовали в ситуации, только в роли объекта? При этом я была в баре на днях, и там на 12 женщин было от силы 4 мужика, включая барменов.
Любопытно, кстати, что когда я написала свое мнение об этой рекламе в Инстаграме, мне пришло несколько комментариев в духе «заведение ведь и правда ориентировано на мужчин под сорок». И самое ужасное, что я даже не могу с этим утверждением поспорить, потому что да! несмотря на отсутствие формального заявления от авторов бара атмосфера там неуловимо «пацанская». Мешает ли это мне заказывать мясо? Нет. Я бы даже сказала, что чувствую себя там комфортнее, чем в томских заведениях, которые продвигают няшность и милоту для молодых мам и it-girl. Но понятно, что это создает ограничения.
Гендерные стереотипы действуют на гораздо более тонком уровне, чем прямая сексистская реклама или запрет на обслуживание женщин, как в барбершопах. Можно напрямую не писать, что женщинам вход воспрещен, но дать понять, как хозяева заведения видят нас: как объекты, которые они учились соблазнять в студенчестве и могут приобрести сегодня, при своем статусе и деньгах. При этом реальность давно не соответствует влажным фантазиям среднестатистического сорокалетнего томича, пускай даже владельца айтишной фирмы. И в это реальности женщины принимают решение о покупке чаще.
И еще один пример глупой рекламы с делением еды на основе формы гениталий от Сибирского бистро. Не представляю, кто еще ходит в это заведение, но думаю, перед покупкой мяса они не заглядывают себе в штаны и не уточняют у кассира, что же можно взять на обед, если там пенис или вульва. Да, сегментирование по половому признаку распространено, посмотрите хотя бы на отделы детской одежды и грушек. Но это не значит, что такое сегментирование имеет отношение к реальной целевой аудитории или дает адекватное понимание ситуации на рынке.
С учетом того, что денег у населения все меньше, а обороты общепита в Томской области неуклонно падают третий год подряд, такое поведение заведений (любых) мне лично видится странным. Стратегия навязывания покупательницам определенного типа поведения или унижения их по половому признаку вряд ли будет работать там, где люди пристальнее следят за своими тратами и тщательнее выбирают поставщиков услуг.