16 декабря 2018 г.

Сквозь зеркала, Кристель Дабо

В октябре по какому-то наитию взяла в библиотеке первый том тетралогии французской писательницы Кристель Дабо «Сквозь зеркала», в декабре за один вечер прочитала третью — и последнюю, переведенную на русский язык — часть, и спешу поделиться впечатлениями.


В России книгой занимается издательство КомпасГид, и именно через роман Дабо я с ним познакомилась. Нет, я слышала про такое издательство, но мне казалось, он занимаются детской литературой, максимум книгами для мам. А тут подростковое фэнтези. Да еще какое!

Кристель Дабо вообще-то готовила себя к профессии библиотекарши. Но из-за болезни и реабилитации оказалась в ситуации, когда ей необходимо было чем-то себя занять. И она продолжила писать, как в студенчестве. В итоге книги тетралогии перевели на множество языков, в интернете полно фанарта на тему книг, а писательница дописывает финал истории, и его уже ждут многие люди по всему миру.

Как же так вышло? Для меня секрет прозы Дабо неочевиден, но я попытаюсь объяснить, чем мне так нравятся ее книги.

Начнем с сюжета: мы встречаем главную героиню Офелию в ее музее артефактов прошлого. И сперва нам кажется, что это еще одна сказка о вымышленном мире. Но постепенно, через детали и отдельные замечания персонажей, складывается четкая картина постапокалиптического мира, в котором технологии смешались с волшебством. Но и оно на поверку оказывается всего лишь генетической мутацией, наследием игры какого-то ученого. Вопрос, насколько все это реально с точки зрения науки. Но сама игра со сменой причин мне понравилась. Дабо каждый раз как будто говорит: ну простите, я понимаю, вы ждали Хогвартса, но я приготовила вам нечто иное!

Что касается персонажей, мне кажется, что проработке характера героини Дабо уделила больше времени просто в силу того, что понять этапы взросления девушки ей легче. И тут мне особенно понравилось, как постепенно, через ошибки и непонимание, Офелия учится говорить за себя. Все навязанное, выученное, беспомощное слетает с нее как шелуха, пока наконец она не находит в себе силы стать женщиной. Писательница проводит героиню через все опасности, которые потенциально может встретить женщина в своей жизни, и через сопротивление давлению лепит противоречивый, но живой характер. Ну а способность проходить сквозь зеркала становится интересной метафорой встречи с самой собой.

Дабо отдает дань всей линейке классики, от романов про девиц в беде до Властелина колец с философией важности маленьких людей для большой истории. Поэтому, несмотря на очевидную принадлежность к жанру young adult, читать книгу интересно и взрослым. Очень жду финал, слишком много вопросов еще осталось без ответов!

Больше отзывов о книгах читайте в моем телеграм-канале Читательский дневник. А все книги Кристель Дабо вы можете найти в приложении для чтения по подписке Букмейт на полке Журнала на коленке. Если вы регистрируетесь впервые, то используйте промокод WOMANFROMTOMSK: он подарит вам месяц бесплатного чтения.