Для меня в Томске есть два театра: ТЮЗ и Драма. Конечно, формально есть еще кукольный Скоморох и исключительно авторский 2+КУ, вульгарный Интим и созданная для частной самореализации Версия. Но то, что я считаю театром: организацию работы, залы, проекты, спектакли, актерский состав — это есть только в ТЮЗе и Драмтеатре.
И вот интересно наблюдать, как эти театры подходят к работе со зрителем. Я сейчас не углубляюсь в историю вопроса, только описываю свои зрительские впечатления за последние несколько лет активных походов в театры.
ТЮЗ взял курс на открытый театр, дал добро на проект Дыши свободно, воспитывает свое поколение молодых режиссеров. Из этой атмосферы вырос проект Открыто, первый подобный в Томске. Театр постоянно работает на обратную связь: обсуждения после спектаклей и читок, распространение наиболее полных отзывов, формирование лояльной, но не подобострастной зрительской аудитории.
Драма окопалась в коробке театра и оттуда делает редкие злобные вылазки на территорию интернета. Такое ощущение, что они себя уже похоронили, если требуют говорить о себе либо хорошо, либо никак. Да, они тоже регулярно ставят новые спектакли и даже вот организовали серию читок. Но все это настолько через губу, что лишний раз не хочется и связываться, себе дороже. Посредственные постановки, незапоминающиеся актерские работы.
Я для себя давно составила пять пунктов, которые погубят любой, какой угодно хороший театр. Все эти недостатки в той или иной степени свойственны любому постсоветскому государственному театру в провинции, просто где-то они выражены ярче и все сразу, а где-то приглушенно эхом раздаются из-за кулис.
Нет, выложить афишу на месяц это не информирование. Нет, написать о приезде иногороднего театра с гастролями за день до первого спектакля это не информирование. Нет, пригласить людей на читку пьесы, не рассказав об авторе, сюжете и актерском составе это не информирование. Это спорадические трепыхания. Мы все знаем об ограниченных бюджетах и проблемах с набором персонала, но есть масса способов получить нормальную организацию работы со зрителем. Достаточно найти одного заинтересованного в театре (не в вашем лично, а вообще!) человека с систематическим мышлением. Творчество уместно на сцене, а не в работе со зрителем.
Если бы я видела обороты, убивающие живую речь, только в пресс-релизах! Но они просачиваются и в повседневную речь людей, и тем более в письменную речь. Все мы знаем, что несколько раз в году наши ленты в соцсетях расцветают побегами бюрократических штампов. Для театра это все равно что выкопать себе могилку и приготовить надгробие, серьезно. Даю простой и бесплатный рецепт: немного Норы Галль, чуточку Уильяма Зинсера, щепотку Николая Кононова и песчинку Главреда. И даже если вы сроду не написали ничего, кроме объяснительной о прогуле, у вас прояснится в голове.
Да, директору вашего театра могут нравиться французские комедии положений. Да, на его даче вы можете разыгрывать эти комедии до умопомрачения, которое в таком случае точно придет к вам однажды. Но в театре, тем более в государственном, вы обязаны ставить то, что интересно зрителям. Классику и современные пьесы. Русских и зарубежных авторов. Адаптации прозы и поэзии. Художественные и документальные произведения. Биографии и фантазии на тему. Экспериментальные постановки. В общем, всё, что сегодня играют на лучших мировых сценах. Что-то получится, что-то нет, но вы найдете свой стиль.
Из моего личного опыта, самая мякотка: меня однажды попросили выплюнуть жвачку в заботливо подставленную ладошку сотрудницы зала; там же те же регулярно гоняют людей с балконов, якобы там сидеть нельзя; как меня прогнали с ряда, якобы предназначенного для критиков и приглашенных гостей, я на всю жизнь запомню. У сотрудницы аж жила на шее вздулась от негодования. Хамство кассирш уже стало общим местом, жизнь у них не удалась, а виновата я с желанием купить билет. И так далее, и тому подобное. Не надо так. Научите сотрудниц нормам вежливости, а кто не хочет учиться, увольте.
Пусть у вас будет один канал связи, но работающий, чем сто, но в которых вы сами уже запутались. Не игнорируйте комментарии, не пропускайте сообщения, регулярно мониторьте интернет на предмет развернутых отзывов о театре в блогах или на рекомендательных сервисах. Если о вас не говорят, вашего театра просто нет. Если о вас говорят только в подобострастном тоне, вашего театра просто нет. Только бурлящий котел обсуждений с полярными точками зрения говорит о жизни внутри и вокруг театра. И вы в этом котле должны не вариться со всеми, а незаметно влиять на ситуацию. Этому тоже учат.
***
К сожалению, все так: вы можете играть как угодно хорошо, ставить какие угодно интересные постановки, но если о вас не знают или вы успели оттолкнуть всех думающих людей, если вы игнорируете зрительские потребности или не хотите знакомить зрительниц с хорошей драматургией, если вы ставите во главу угла свое эго, ваш театр рано или поздно умрет. Даже на госфинансировании. И, может быть, так будет лучше для всех.
Getty Images/Fotobank |
ТЮЗ взял курс на открытый театр, дал добро на проект Дыши свободно, воспитывает свое поколение молодых режиссеров. Из этой атмосферы вырос проект Открыто, первый подобный в Томске. Театр постоянно работает на обратную связь: обсуждения после спектаклей и читок, распространение наиболее полных отзывов, формирование лояльной, но не подобострастной зрительской аудитории.
Драма окопалась в коробке театра и оттуда делает редкие злобные вылазки на территорию интернета. Такое ощущение, что они себя уже похоронили, если требуют говорить о себе либо хорошо, либо никак. Да, они тоже регулярно ставят новые спектакли и даже вот организовали серию читок. Но все это настолько через губу, что лишний раз не хочется и связываться, себе дороже. Посредственные постановки, незапоминающиеся актерские работы.
Я для себя давно составила пять пунктов, которые погубят любой, какой угодно хороший театр. Все эти недостатки в той или иной степени свойственны любому постсоветскому государственному театру в провинции, просто где-то они выражены ярче и все сразу, а где-то приглушенно эхом раздаются из-за кулис.
Позднее информирование
Нет, выложить афишу на месяц это не информирование. Нет, написать о приезде иногороднего театра с гастролями за день до первого спектакля это не информирование. Нет, пригласить людей на читку пьесы, не рассказав об авторе, сюжете и актерском составе это не информирование. Это спорадические трепыхания. Мы все знаем об ограниченных бюджетах и проблемах с набором персонала, но есть масса способов получить нормальную организацию работы со зрителем. Достаточно найти одного заинтересованного в театре (не в вашем лично, а вообще!) человека с систематическим мышлением. Творчество уместно на сцене, а не в работе со зрителем.
Канцелярит
Если бы я видела обороты, убивающие живую речь, только в пресс-релизах! Но они просачиваются и в повседневную речь людей, и тем более в письменную речь. Все мы знаем, что несколько раз в году наши ленты в соцсетях расцветают побегами бюрократических штампов. Для театра это все равно что выкопать себе могилку и приготовить надгробие, серьезно. Даю простой и бесплатный рецепт: немного Норы Галль, чуточку Уильяма Зинсера, щепотку Николая Кононова и песчинку Главреда. И даже если вы сроду не написали ничего, кроме объяснительной о прогуле, у вас прояснится в голове.
Вкусовщина
Да, директору вашего театра могут нравиться французские комедии положений. Да, на его даче вы можете разыгрывать эти комедии до умопомрачения, которое в таком случае точно придет к вам однажды. Но в театре, тем более в государственном, вы обязаны ставить то, что интересно зрителям. Классику и современные пьесы. Русских и зарубежных авторов. Адаптации прозы и поэзии. Художественные и документальные произведения. Биографии и фантазии на тему. Экспериментальные постановки. В общем, всё, что сегодня играют на лучших мировых сценах. Что-то получится, что-то нет, но вы найдете свой стиль.
Хамство
Из моего личного опыта, самая мякотка: меня однажды попросили выплюнуть жвачку в заботливо подставленную ладошку сотрудницы зала; там же те же регулярно гоняют людей с балконов, якобы там сидеть нельзя; как меня прогнали с ряда, якобы предназначенного для критиков и приглашенных гостей, я на всю жизнь запомню. У сотрудницы аж жила на шее вздулась от негодования. Хамство кассирш уже стало общим местом, жизнь у них не удалась, а виновата я с желанием купить билет. И так далее, и тому подобное. Не надо так. Научите сотрудниц нормам вежливости, а кто не хочет учиться, увольте.
Закрытые каналы обратной связи
Пусть у вас будет один канал связи, но работающий, чем сто, но в которых вы сами уже запутались. Не игнорируйте комментарии, не пропускайте сообщения, регулярно мониторьте интернет на предмет развернутых отзывов о театре в блогах или на рекомендательных сервисах. Если о вас не говорят, вашего театра просто нет. Если о вас говорят только в подобострастном тоне, вашего театра просто нет. Только бурлящий котел обсуждений с полярными точками зрения говорит о жизни внутри и вокруг театра. И вы в этом котле должны не вариться со всеми, а незаметно влиять на ситуацию. Этому тоже учат.
***
К сожалению, все так: вы можете играть как угодно хорошо, ставить какие угодно интересные постановки, но если о вас не знают или вы успели оттолкнуть всех думающих людей, если вы игнорируете зрительские потребности или не хотите знакомить зрительниц с хорошей драматургией, если вы ставите во главу угла свое эго, ваш театр рано или поздно умрет. Даже на госфинансировании. И, может быть, так будет лучше для всех.