— Почему ты в нее влюблен?Жил-был профессор Марстон, преподавал в Рэдклиффе психологию студенткам, и вроде бы все шло хорошо. Но однажды он взял в ассистентки юную белокурую Оливию, и с этого момента жизнь Уильяма и особенно его жены Элизабет уже никогда не была прежней.
— Она красивая, открытая, добрая, чистая. А ты умная, жестокая, веселая и первоклассная стерва. Вместе вы идеальная женщина.
Фильм рассказывает о создании одной из самых известных супергероинь в мире — Чудо-женщины, и о том, как она вообще стала иконой феминизма. Но конечно в нем есть и второе дно, которое интересно обсудить с точки зрения феминистской критики.
Вообще-то профессор Марстон изобрел детектор лжи. Но во времена, с которых начинается фильм, он уже преподает в Рэдклиффе некую теорию, которую в фильме объясняют очень поверхностно и что называется по слогам. Я все равно не поняла, но в целом там суть заключается в сочетании добровольного подчинения и ласкового насилия. Эту теорию Марстон проверяет в том числе на ритуалах посвящения в университетские сестринства.
Для проведения экспериментов Марстон берет в ассистентки Оливию, дочь и племянницу двух самых известных радикальных феминисток того времени. В силу обстоятельств девочка училась в католическом монастыре, и конечно впитала ряд представлений монахинь о мире. Но знакомство с раскованными Марстонами толкает Оливию на исследование собственной сексуальности и даже разрыв с женихом.
Положим, жених там был ни рыба, ни мясо, и без него Оливия в любом случае достигла бы большего, чем с ним. Но связь с профессором и его женой ставит героиню под удар, лишает надежды на диплом колледжа и вдобавок награждает ребенком. Это вообще один из самых удивительных моментов: Марстоны умудряются обходиться без детей многие годы, но с Оливии начинается какая-то череда деторождений.
В итоге к началу пятидесятых семья приходит с тремя детьми и необходимостью как-то зарабатывать на жизнь. Секс-скандал в Рэдклиффе закрывает Уильяму и Элизабет дорогу к преподаванию, поэтому она идет в секретарши, Оливия ведет дом, а Уильям сидит в кабинете и пишет комиксы. Он верит, что сможет заработать на них и заодно развить свою мало кому понятную теорию.
В это же время Марстоны знакомятся с содержателем подпольного садо-мазо салона, где узнают о разных техниках связывания. В один из визитов Оливия наряжается в костюм амазонки, а Элизабет связывает ее. Так рождается костюм Чудо-женщины и ее знаменитое лассо: Марстон соединил идею детектора лжи с образом доминирующей женщины. Герой идет к издателю, открывшему Супермена, и внезапно комикс становится популярным.
И это все прекрасно, если бы не одно жирное НО: в выигрыше все время один Марстон. Да, его выгоняет из Рэдклиффа, но он долгие годы живет фактически за счет Элизабет. В то время как она в принципе теряет возможность работать по специальности, и идет в секретарши с дипломом магистра. Марстон живет с двумя женщинами, а издержки в виде необходимости скрываться и детей несут они. Оливия вообще становится домохозяйкой.
Образ Чудо-женщины рождается якобы из восхищения Марстона его любимыми, но в начале истории Элизабет не то чтобы горит желанием жить втроем с более молодой блондинкой. И это соперничество между героинями фактически заканчивается только со смертью Марстона, а к тому времени они уже и разойтись не могут, потому что пойти им некуда: у одной нет профессии вообще, у другой никого, кроме детей и Оливии.
Понятно, что Марстон опередил свое время и создал героиню, которая переживет всех пуритан всех стран и континентов. И Чудо-женщина получила переосмысление, ведь после смерти автора ее фактически прикрыли, а возродили только в 70-х, на второй волне феминизма. Но истоки истории о доминирующей, однако доброй, властной, но при этом красивой женщине лежат все же в банальном желании мужчины усидеть на двух стульях.
Фильм классный, историю хорошо рассказали. Но на мой взгляд, отношения в троице любовников все же сильно приукрашены, и open minded снова предлагается быть женщине: принять любовницу мужа, потратить образование и годы на обеспечение непризнанного гения, рожать ему детей и терпеть осуждение окружающих. Чтобы что? Остаться в памяти поколений как одна из двух любимых женщин автора комиксов?
За каждым мужчиной стоит женщина, а за некоторыми даже две.