Сюжет гоголевской комедии о том, как Иван Кузьмич Подколесин задумал жениться и что из этого вышло, знают все. Я надеюсь. Но все равно напомню: надворный советник и экспедитор Иван Кузьмич задумался о женитьбе и даже нанял профессиональную сваху Феклу для решения вопроса. Но все невесты Ивану Кузьмичу чем-то не нравились.
И так бы дело тянулось до второго пришествия, да только приятель Подколесина подумал вдруг, что его другу слишком привольно живется. И Кочкарев решил сам устроить личное счастье Ивана, сведя его с богатой наследницей Агафьей Купердягиной, которая в общем была не прочь выйти замуж. Только имела условие: не за купца.
В общем, в конкурентную борьбу за руку и приданое Агафьи вступили четыре персонажа разной степени нелепости, причем Иван Кузьмич среди них внезапно оказался не самым плохим вариантом. Да только беда была в том, что жениться он на самом деле не хотел, и затеял все это дело скорее от скуки, чем по осознанному решению.
Я специально не стала перечитывать пьесу перед походом, хотела посмотреть спектакль свежим взглядом. И мне понравилось то, что я увидела.
Декорации сделали простые, но функциональные: куб с лестницами и вторым этажом в ходе двух действий трансформируется то в каморку Ивана Кузьмича, то в девичью Агафьи, то гостиную купеческого дома. Минимализм линий сгладили пуховыми подушками и мягким ковром, и эти же элементы проводят четкую грань между холостяцким бытом и устроенной жизнью незамужней богатой девушки. К современности текст привязывает музыкальное сопровождение: если отбросить имя и панталоны до голени, героиня ведет себя как звезда Инстаграма в окружении подруг. Просмотр карточек женихов напоминает свайп в Тиндере, девичник после сватовства проходит под трек двадцатого века.
С точки зрения формы режиссерке удалось классическую историю поместить в некое вневременное пространство. И пьеса «заиграла», вписалась в современные реалии. Конечно, не только из-за декораций, но и потому, что акценты в постановке расставлены незаметно, но так, что создают узнаваемые ситуации.
Женихи как на подбор нищие, невежественные, ничего особого из себя не представляющие, но переборчивые, как самые завидные парни на планете. Легко можно представить себе соответствующий тред в Фейсбуке, где самостоятельную, красивую и независимую женщину обсуждает компаний менеджеров среднего звена, которым завтра еще пресмыкаться перед начальством с 9 до 17. Невесте этот взамуж никуда особо не уперся, кроме статуса: быть наследственной купчихой ей претит, а подняться по социальной лестнице она может только через мужа. Для обеих сторон брак — просто сделка, которую скромности ради прикрывают платком с надписью «родство душ».
Понятно, что с такими мотивами вступать в брак не стоит, и для иллюстрации этой мысли на сцене присутствует Гоголь. Он постоянно маячит на втором плане, периодически даже вступая со своими персонажами в физический контакт. Его присутствие в пьесе дает возможность фоном вставить второй план, размышление о сути брака.
Это умная, тонкая, ироничная и местами грустная постановка о подмене понятий и несоответствии ожидаемого действительному. В ней отлично обыграны фрустрированность мужчин женским отказом, нелепость мужских притязаний на какие-то чувства со стороны женщины, в то время как они сами лишь хотят получить в свое пользование чужое тело и деньги. Обида мужчин на симметричные ожидания со стороны женщины подкрашена их собственными словами о браке и мотивах поиска невесты. Внезапно поступок Ивана Кузьмича в финале становится даже жестом не инфантильности, а подсознательного стремления поступить правильно. Ему хорошо с коллекцией солдатиков, а ей лучше без него.
Постановка ТЮЗа — хороший пример того, как можно классический и знакомый всем со школы текст показать с другого ракурса. Рекомендую сходить и убедиться самостоятельно.
источник |
В общем, в конкурентную борьбу за руку и приданое Агафьи вступили четыре персонажа разной степени нелепости, причем Иван Кузьмич среди них внезапно оказался не самым плохим вариантом. Да только беда была в том, что жениться он на самом деле не хотел, и затеял все это дело скорее от скуки, чем по осознанному решению.
Я специально не стала перечитывать пьесу перед походом, хотела посмотреть спектакль свежим взглядом. И мне понравилось то, что я увидела.
Декорации сделали простые, но функциональные: куб с лестницами и вторым этажом в ходе двух действий трансформируется то в каморку Ивана Кузьмича, то в девичью Агафьи, то гостиную купеческого дома. Минимализм линий сгладили пуховыми подушками и мягким ковром, и эти же элементы проводят четкую грань между холостяцким бытом и устроенной жизнью незамужней богатой девушки. К современности текст привязывает музыкальное сопровождение: если отбросить имя и панталоны до голени, героиня ведет себя как звезда Инстаграма в окружении подруг. Просмотр карточек женихов напоминает свайп в Тиндере, девичник после сватовства проходит под трек двадцатого века.
С точки зрения формы режиссерке удалось классическую историю поместить в некое вневременное пространство. И пьеса «заиграла», вписалась в современные реалии. Конечно, не только из-за декораций, но и потому, что акценты в постановке расставлены незаметно, но так, что создают узнаваемые ситуации.
Женихи как на подбор нищие, невежественные, ничего особого из себя не представляющие, но переборчивые, как самые завидные парни на планете. Легко можно представить себе соответствующий тред в Фейсбуке, где самостоятельную, красивую и независимую женщину обсуждает компаний менеджеров среднего звена, которым завтра еще пресмыкаться перед начальством с 9 до 17. Невесте этот взамуж никуда особо не уперся, кроме статуса: быть наследственной купчихой ей претит, а подняться по социальной лестнице она может только через мужа. Для обеих сторон брак — просто сделка, которую скромности ради прикрывают платком с надписью «родство душ».
Понятно, что с такими мотивами вступать в брак не стоит, и для иллюстрации этой мысли на сцене присутствует Гоголь. Он постоянно маячит на втором плане, периодически даже вступая со своими персонажами в физический контакт. Его присутствие в пьесе дает возможность фоном вставить второй план, размышление о сути брака.
Это умная, тонкая, ироничная и местами грустная постановка о подмене понятий и несоответствии ожидаемого действительному. В ней отлично обыграны фрустрированность мужчин женским отказом, нелепость мужских притязаний на какие-то чувства со стороны женщины, в то время как они сами лишь хотят получить в свое пользование чужое тело и деньги. Обида мужчин на симметричные ожидания со стороны женщины подкрашена их собственными словами о браке и мотивах поиска невесты. Внезапно поступок Ивана Кузьмича в финале становится даже жестом не инфантильности, а подсознательного стремления поступить правильно. Ему хорошо с коллекцией солдатиков, а ей лучше без него.
Постановка ТЮЗа — хороший пример того, как можно классический и знакомый всем со школы текст показать с другого ракурса. Рекомендую сходить и убедиться самостоятельно.