11 января 2018 г.

Девочка в кино

Прочитала в новостях, что Киномир 14 января официально начнет работу на новом месте — в развлекательном комплексе «Октябрь» на проспекте Кирова. Старейший в городе кинотеатр переезжает в здание, которое когда-то работало как кинозал, но превратилось в комплекс помещений непонятного назначения. Выставки кошек там например регулярно проводят.


У меня с Киномиром долгие отношения. В глубоком детстве я жила в доме на углу Гагарина-Беленца, гулять мы с мамой ходили в сквер у Театра юного зрителя, ну и конечно в Киномире, который тогда назывался кинотеатром им. Горького, регулярно бывали. При этом и с Октябрем у меня связаны наиболее яркие из детских воспоминаний. Туда мы ходили смотреть культовую серию «Освободите Вилли», японские фильмы о кайдзю — гигантских насекомых, Годзилле и их битвах на суше и воде.

В 1996 году мы переехали на Черемошники, и до подросткового возраста я в кинотеатр почему-то не ходила. Во всяком случае никаких ярких воспоминаний о походах в кино у меня нет. Но во времена, когда я была угрюмой старшеклассницей, Киномир стал для меня вторым по важности культурным объектом в городе после районной библиотеки.

В 2001 году вышел первый Властелин колец. Киномир на тот момент был единственным в городе кинотеатром с приличным экраном и вместимостью. Естественно, очереди на сеансы были дикие. Я еще застала времена, когда невозможно было зайти в холл у кассы, очередь упиралась в двери и выходила на улицу в дни премьер. Билет я купила, но сидела на приставном стульчике, потому что касса по ошибке продала два билета на одно место. Представляете страсть к кино, которая может заставить просидеть три часа на советском стуле с рифленой деревянной спинкой? Я не могу. А ведь я реально высидела, и осталась в восторге — от фильма, а не отпечатков на спине.

В 2003 году на экраны вышла вторая Матрица, и я просто не могла пропустить это событие. Но с культовыми фильмами моего детства мне тотально не везло при этом: снова в кассе продали два билета на одно место, и даже стульчика мне не досталось. Впрочем, мы с другими лишенцами сели на пол в проходе и прекрасно провели время.

С мамой мы в тот период в кино вместе ходили крайне редко, но помню один случай. Моя мама никогда не была одной из тех, которые считают, что детям рано смотреть тот или иной фильм, поэтому мы вместе пошли на «Догвилль» Ларса фон Триера. Если вы помните сюжет фильма, то поймете, почему я к финалу сидела в слезах и соплях. Все еще 2003 год, мне 15 лет. Вообще не припоминаю случая, чтобы мы с подругами собрались в кино, а нам запретили, потому что он не для детей. В 2004 год вышла картина «Страсти Христовы», и мы с соседками поехали компанией девчонок от 11 до 16 лет. Тогда мы еще брали с собой в зал целые пакеты с едой: булочки, газировка, попкорн. Кажется, на том фильме никто не жевал.

В 2005 году вышли первые Хроники Нарнии. Я эту книгу обожала в детстве, читала ее бесчисленное количество раз, и конечно, не могла пропустить премьеру. Помню, приехала я в кинотеатр, там конечно очередь, и билет стоит на 50 рублей дороже, чем у меня с собой было денег. Я чуть не расплакалась от обиды — ехать домой и ждать следующего дня? Но тут мне совершенно неожиданно пришла в голову идея попросить эти 50 рублей у кого-нибудь на улице. Не представляю, как я на такое решилась, в 2005 году я связно разговаривать не умела с людьми, у меня ладони потели от застенчивости. Тем не менее нашлась добрая женщина, которая подарила мне деньги. Сейчас смешно, а тогда была целая трагедия.

В Октябрь я в то время не ходила — все самое интересное показывали в Киномире, а по уровню комфорта он стоял на голову выше кинотеатра на проспекте Кирова. В итоге история отношений с обоими кинотеатрами для меня закончилась в 2006 году когда открылся самый современный на тот момент кинотеатр Киномакс в реконструированном здании советского кинотеатра Родина на улице Розы Люксембург. Перед этим я успела только однажды сходить в Октябрь на новый фильм про Оливера Твиста — в детстве обожала Диккенса, перечитала все его произведения. А в Киномире раза четыре сходила на V for Vendetta, и каждый раз плакала в финале. Не знаю, чем меня так захватил этот фильм, позже пересматривала — и ничего не дрогнуло.

В студенчестве моя страсть к кино трансформировалась в пристальный интерес, я стала вдумчивее смотреть фильмы, уже не таскала с собой еду в зал. В Киномире еще пытались привлекать молодежь, сделали ночные нон-стопы раз в неделю — на одном из них я смотрела первые Сумерки и дико ржала на сцене признания Эдварад Каллена в том, что он вампир. Но в целом с 2005 года для меня лично Киномир все больше приходил в упадок. Не потому, что там показывали плохие фильмы. Наоборот, администрация кинотеатра всегда ставила в прокат популярные новинки и интересные, но не массовые вещи. Показы сериалов в Киномире проходили, и фестивального кино.

Но помещение с каждым годом становилось все более запущенным, появлялись и исчезали странные запахи, на фоне удобных кресел планировки залов в Киномаксе старый кинотеатр, где тебе мешает чья-то голова, проигрывал. У меня последние годы Киномир ассоциировался исключительно с кинговской каслроковщиной, если вы понимаете, о чем я.

Такое себе местечко, осколок старого города. Детские воспоминания натыкаются на обшарпанную обивку кресел. В зале кроме тебя сидит еще пять-шесть человек, которым, кажется, все равно, где коротать время. Незадолго до закрытия я пошла в Киномир посмотреть последнюю часть «Миссия невыполнима», и после решила никогда больше туда не ходить.

Моя история с Киномиром — это скорее история знакомства с кино, которое в условиях Томска проходило вот так, с сидением на приставных стульях и полу, с запахом попкорна и смешными первыми 3D-очками из картона, с очередями на улице и ожиданием автобуса в семь утра после ночного нон-стопа. Когда мы были молодыми и так далее.