8 октября 2017 г.

Про Красную шапочку

Правило одного мужика в походе гласит: если в туристической группе есть хотя бы один мужчина, существует 50% вероятность того, что он захочет взять на себя руководство группой; если он впервые на местности, вероятность повышается на 30%; если он несмешно шутит - еще 10%; если у него есть гаджет или карта, а то целый компас - еще на 10%. У меня сегодня сложилось бинго!

это я на Осенней прогулке-2016, Томск

Начну издалека (с) - на этой неделе в группе туристов-любителей Вконтакте объявили поход по маршруту с/о Ветеран (урочище Шеломок) - Буревестник. Мы этим маршрутом ходили на первой Осенней прогулке, мне он нравится видами и возможностью пройти по разному рельефу, так что я записалась в участницы.

Я человек простой, если вижу, что идет группа, встреча в такое-то время, а руководительница такая-то, то понимаю все прямо: прихожу за 15 минут до назначенного срока, и рассчитываю, что это будет организованная группа под руководством определенной личности, которую я знаю и доверяю ее опыту. Кроме того, я предполагаю, что руководительница заранее позаботится о замене для себя на случай форс-мажорных обстоятельств, и группа не останется без руководства совсем.

Но сегодня не так пошло вообще всё: сперва озвученная в паблике женщина не пришла к назначенному времени; вместо нее никто, конечно, прямо не горел желанием брать на себя руководство (и я считаю, правильным решением было бы группу с извинениями распустить), но одна женщина из опытных туристок сказала, что поход состоится. Мы загрузились в автобус и поехали (а надо было свалить сразу, но я сама себе злобная буратина. подарите мне на день рождения майку с надписью "ищу приключений").

На месте та же женщина внезапно откатила всё назад и предложила дождаться руководительницу группы, которая якобы должна подъехать скоро. На минуточку, это было 10 утра и температура на улице стояла минусовая. И руководительница уже опоздала к назначенному в группе времени (а там еще приписка была "не опаздывать!"). Мерзнуть никому не хотелось, поэтому неорганизованной толпой, в которой кроме меня только несколько человек представляли себе маршрут, двинулись вперед.

Вы думаете, взявшая на себя руководство группой знала маршрут? Нет. Но у нее была карта и она считала это достаточным. Допустим. Дальше, вместо того чтобы идти по маршруту, она осталась на месте ждать отставших, которые якобы "подъезжали". Никакого руководства группой она не смогла наладить и даже не пыталась, на самом деле. В итоге неорганизованная толпа двинулась вперед, в основном почему-то ориентируясь на меня, хотя никто меня главной не назначал, и слушать не хотел. Но шли за мной, хотя я-то помню маршрут и просто шла себе в своем темпе, лол.

Я предположила, что прошлогодняя трасса окажется негодной, потому что эта осень началась с дождей, и рельеф берега явно изменился - это было видно даже сверху. Разумнее было бы идти поверху. Но все захотели спуститься. Естественно, на берегу оказалось сыро и холодно, вода буквально булькала под ногами, а ни одного человека в болотниках в группе не наблюдалось. В итоге мы все равно поднялись наверх, но только после того, как столкнулись с заболоченным участком местности и чуть не провалились.

В процессе группа распалась на несколько маленьких, я присоединилась к трем женщинам, которые не знали маршрута, но по крайней мере не горели желанием лезть исследовать болотистый берег или бурелом. И какое-то время мы шли нормально. А потом появился Он - мужчина с огромным самомнением, планшетом с картой и страхом хоть на минуту оторвать от нее взгляд.

Дальше 1\5 пути для меня прошла в непрестанной бомбежке, потому что я сама люблю покомандовать, и на мужиков, которые лезут в самопровозглашенные лидеры, не обладая навыками и компетенциями, у меня стойка как у гончей на зайца. Он ни с кем не советовался, просто указывал направление; он бежал вперед и только через пару километров соизволил поинтересоваться, а успеваем ли мы за ним; он игнорировал любые попытки высказать свое мнение, в итоге мы вместо леса вышли в район строящихся коттеджей, где каждый участок охраняет волкодав. Я чуть не обосралась, пока мы там шли.

Но больше всего у меня бомбило от реакции других женщин: одна мне посоветовала расслабиться и позволить мужчине вести нас, другая сказала, что мужчинам нужно давать возможность быть лидерами. Я устала закатывать глаза, рили. И это мне не какие-то девочки говорили, а взрослые опытные дамы. Но я же как Красная шапочка: дорогу знаю, лес люблю, любому волку пасть порву. В определенный момент я просто свалила от этого генерала лесных массивов и пошла дальше одна. Не знаю, как сложилась судьба этих людей.

Вообще так делать нельзя. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ПОВТОРИТЬ МОЙ ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ОПЫТ В ОДИНОЧКУ! Если вы идете с группой, не знаете дороги, ни разу не проходили эту трассу, и ни у кого в городе нет даже примерного вашего маршрута, не откалывайтесь от коллектива. Просто мне было проще пойти дальше одной, потому что я прекрасно знаю дорогу. Так-то я без приключений добралась до города. Но если бы я пропала по пути, район поиска оказался слишком большим.

Какие выводы я сделала из этой истории? Ходить только с проверенными руководителями группы; отказываться от участия в случае отсутствия руководителя, даже если мы уже на месте; всегда брать с собой карту. Всегда прислушиваться к своей интуиции и не ходить за группой, в которой никто ничего не знает и слепо полагается на карту и человека, у которого эта карта в руках находится. На женщин, которым проще послушаться какого-то левого мужика, чем подумать своей головой, я никак повлиять не могу, да и на мужчин, у которых шишка самолюбия давит на яйца, тоже (и не хочу. не мое это дело - воспитывать).

Но по крайней мере про себя теперь точно знаю одно: я спокойно выхожу из некомфортной для меня ситуации. Еще два года назад я бы не ушла от группы посреди леса, не пошла 10 километров одна, даже не пыталась бы осадить такого экземпляра. А теперь могу, ура-ура.