28 августа 2017 г.

Street Vision vol.6, Томск

А ну скорей любите нас,
Вам крупно повезло!
Ну-ка все вместе уши развесьте,
Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши нам!
(м\ф По следам Бременских музыкантов)

С 25 по 27 августа в Томске в шестой раз прошел фестиваль современного уличного искусства Street Vision. В этом году площадка фестиваля располагалась на Большой Подгорной - достаточно близко к центру города, чтобы доехать общественным транспортом, и при этом в промзоне, чтобы сохранить андеграундный дух мероприятия.


Наш Журнал не мог остаться в стороне, так что ловите пост. Получилось ли у ребят превзойти самих себя образца 2016 года, кто выступал на фестивале, что можно было увидеть на выставке, как было организовано событие в этом году, и стоил ли Street Vision 6 потраченных денег - в моем насквозь субъективном обзоре.

В мае 2017 года организаторы начали продажу коллекционных билетов за 550 рублей, которые давали право на посещение всех трех дней фестиваля, включая специальные ночные вечеринки на сторонних площадках. Я сразу купила. Также по этому билету в течение лета можно было проходить со скидкой на вечеринки партнеров фестиваля (а на один концерт так и вовсе бесплатно). За месяц до проведения коллекционный билет стоил уже 750 рублей, а перед самим фестивалем билеты продавались по цене от 700 рублей за один день до 1300 за право входа на три дня, плюс 200-300 рублей за вход на дискотеку.


При этом "коллекционного" с точки зрения оформления и хранения в билете не оказалось примерно ничего: кусок белого картона с тиснением (не именной, без личного номера), к нему не давали даже симпатичной упаковки, бумажный конверт; и уж тем более никаких браслетов или значков для владельцев коллекционных билетов предусмотрено не было - билет нужно было носить с собой и предъявлять на входе. Не очень удобно, я предпочитаю на такие события ходить без сумки, а все свое держать поближе к себе. Кусок картона формата А5 в карман не положишь.

Заметка: в коллекционном билете должно быть что-то по-настоящему коллекционное, кроме названия и цены. Не люблю висячие строчки.

Подготовка


За полтора месяца до фестиваля Иван Ларионов на своей личной страничке Вконтакте сообщил, что на территории мероприятия будет действовать запрет на продажу и распитие алкогольных напитков. В официальной группе или на сайте никаких постов на эту тему не было. Причины запрета озвучены не были - а зачем? Аудитория должна молча принимать команды хозяина. За три дня до старта мероприятия там же он написал:

Всем обладателям коллекционных билетов и вообще всем гостям при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, в этом году очень сложная и жесткая система безопасности, по ряду внутренних причин и предписаний администрации, надеюсь на ваше понимание ситуации. Ксерокопия паспорта пойдёт, свидетельство о рождении не нужно, автомобильные права и пропуск в Северск тоже подойдут. Согласен, замороч, но это вынужденная мера (источник).

При этом коллекционные билеты шли без возрастной маркировки, равно как и афиши мероприятия, расклеенные по городу. В официальной группе события Вконтакте мне внятного ответа дать не смогли, только ссылку на официальный сайт события, где также не было никаких пояснений относительно запрета на алкоголь, необходимости иметь с собой удостоверение личности или его аналог, и причинах таких нововведений. Следите за руками:

  • возрастной маркировки на афишах и билетах, на сайте и в официальной группе мероприятия нет;
  • на официальном сайте в Правилах поведения на фестивале информации о запрете на продажу и употребление алкоголя на территории фестиваля нет;
  • на официальном сайте в Правилах поведения на фестивале сказано, что коллекционному (!!!) "билету будет присвоен индивидуальный номер, который мы привяжем к вашему удостоверению личности. И во все последующие дни вам нужно будет предъявить билет и документ". Про обычные билеты ни слова;
  • на личной (!!!) страничке идеолога фестиваля есть информация о запрете на употребление и продажу алкоголя, также пост о том, что всем гостям необходимо иметь при себе удостоверение личности. Но объяснений причин таких нововведений нет;
  • администрация официального паблика события Вконтакте на вопросы не отвечает.

Прекрасная работа отдела по связям с общественностью. Информация раскидана кусками тут и там, подразумевается, что посетительницы сами должны искать ответы на интересующие их вопросы. Администрация группы ВК разговаривает через губу либо вообще не отвечает на заданные вопросы под постами (и да, если не хотите, чтобы вам задавали вопросы в комментариях - закрывайте их, отсекайте все возможности кроме тех, которые вам удобны - специальные темы или личные сообщения группы).


Вишенка на торте предфестивальной лихорадки: я была на площадке накануне открытия фестиваля, в три часа дня там только начали монтировать сцену и красили стены в выставочном ангаре. А вечером-ночью бушевал ураган, площадку подтопило, и открытие 25 августа сместили с 12 на 18 часов. Образовательную часть перенесли в бизнес-инкубатор ТУСУРа, концертную отменили вовсе, работала только выставка. Фактически первый день вылетел в трубу, но на мой вопрос о возврате денег за один день в официальной группе также никто не ответил.

При этом разговоров о подготовке фестиваля в этом году было намного больше, чем в прошлом. Ларионов даже вел у себя на страничке небольшой блог, посвященный тонкостям организации масштабного мероприятия. Но по моему мнению весь пар ушел в итоге в свисток.

Заметка: общение с посетительницам, своевременные ответы на вопросы, своевременное оповещение обо всех нововведениях этого года - обязательны.

Площадка


Начнем с того, что когда я в субботу 26 августа добралась до площадки, то столкнулась с косяками организации на местах: два входа организовали, а подписать их забыли. В итоге я сперва сунулась на вход для тех, у кого обычные билеты, меня там на первом рубеже охранники попросили оставить воду и заглянули в сумочку - не несу ли запрещенки (как будто я такая дура, чтобы нести в открытую бутылку водки. уж я бы придумала, как ее спрятать).


Затем меня завернули волонтеры, сказав, что по коллекционным билетам вход дальше, через автомастерскую (поэтому нет фотографии). Там, вот сюрприз, никто меня не просил оставить воду, не проверял сумочку, и даже документы не посмотрели (потому что девочки-волонтерки просто не имеют права спрашивать у меня документы) - записали имя, фамилию и присвоили билету идентификационный номер (и все через ноут - технологии!). И выдали бумажный браслет. Вот и все преимущества коллекционного билета, имейте в виду на будущее.


Внутри было пусто, гулко, жарко и пыльно, несмотря на то, что накануне дождем прибило землю. То есть реально - огромная территория, где по краям жмутся: сцена, две отдельные площадки для лекций, маленький - на шесть-десять палаток, фудкорт и маркет - тоже небольшой относительно прошлого года, основная выставочная зона в ангаре. И кучи досок и прочего, вплоть до порубленных и сваленных в кучу сучьев (хотя возможно это была инсталляция, но я своим скудным умишком не распознала ее).


Повторюсь - очень много пустого пространства в центре, это создавало ощущение малочисленности мероприятия. Ну то есть при такой стоимости билетов в Томске (студенческом городе, где постоянно слышишь жалобы на нехватку денег) и не наберется народу достаточно, чтобы заполнить небольшой стадион. А тут еще все площадки прижали к углам, они сами по себе были маленькие, плюс негде было присесть - банально забыли про лавочки, и люди бесцельно бродили под палящим солнцем по пустому пространству. Выглядело уныло, скажу прямо.


В фудкорте продавался шашлык, например. А сразу за торговыми палатками располагался туалет. Самое место для него, да. На маркет я даже не заглядывала, и так знаю по опыту прошлого года, что ничего там не куплю. В целом площадка мне понравилась намного меньше, чем в Красном знамени и даже прошлогодняя в помещениях торгового центра. И скорее не площадка, а планировка - она неудобная, оставляет слишком много неиспользованного пространства, создает ощущение пустоты.

Заметка: наличие тентов и лавочек дает +100500 к уровню комфорта на площадке. Отсутствие путаницы с входами и совпадение декларируемых и реальных правил входа - еще +100.

Содержание


В этом году содержательную часть фестиваля поделили на три блока: образование, музыка и выставка. И мне нечего сказать ни об одной из них.

В образовательном блоке не было ничего про контент - в Томске жива еще уверенность, что "молодежь не читает длинные тексты" и вообще не читает, а смотрит видосики. Поэтому среди выступавших не было никого, кто могли рассказать о работе с текстом, зато присутствовали видеоблогер из Новосибирска и ответственная за инстаграм Street Vision.

А про региональные медиа рассказывал основатель издания, принципиально не плативший своим авторам. Как мне пояснил один там товарищ, писали в Ground "за славу". Несомненно, редактор такого издания многое знает о региональной журналистике. Сколько там просуществовал Ground? Год? Нет, пускай он выступает перед молодежью и рассказывает - но только о своем опыте. И это должно быть отражено в названии лекции. Как уговорить авторов писать для вас бесплатно. Как удержать авторов, если ты им не платишь. Как объяснить людям, что писать для тебя бесплатно - это круто. Что-нибудь в этом роде. Не люблю висячие строчки.

Для меня вообще компетентность людей, связанных с медиа, высчитывается очень просто: если человек позиционирует себя как автор или журналистка, в Гугле должны найтись следы ее\его присутствия в медисфере. Неважно, в виде статей, блога или постов в соцсетях, но чем больше, тем лучше. Когда я гуглю человека, и не получаю в первой десятке ничего, кроме ссылок на профили в соцсетях, забитые репостами, у меня возникает закономерный вопрос - а ты кто вообще? Количество подписчиков в инстаграме не значит примерно ничего, нужны цифры: охват, реальные пользователи, комментарии не от ботов. Ну и так далее. Не люблю висячие строчки.

Потом, чем абстрактнее название лекции, тем меньше к ней доверия. Чем больше регалий у спикера в стиле "я  пишу, рисую и еще фотографирую немножко, и вообще вот такая няша", тем меньше доверия к спикеру. Ссылки, ссылки на статьи свои давай, на сайт, на блог, на интервью! Другое дело, когда человек рассказывает о своей профессии на реальных примерах: татуировки, дизайн, строительство сараев, whatever. Тут у меня вопросов нет.


Музыка. Ах, музыка. Нигде не была, ничего не слушала - потому ну нереально провести на ногах пять-шесть часов, а концерты начинались в 15-16 часов и группы шли, конечно, не в том порядке, в каком мне удобно было бы слушать. Плюс судя по сториз в инстаграме, многие выступали с той же программой, что  в прошлом году. Кедросаунд, на который я планировала сходить, в последний момент перенесли, и я не смогла приехать на выступление - спасибо организаторам. Но наверное было весело.

Зато прошлась по выставке - в этом году она была ну очень компактная - тридцать минут с детальным изучением. И знаете, у меня тут критерий простой - торкнуло али нет. Не торкнуло. Вообще нигде ничего не зашевелилось. Плюс ряд работ я видела в прошлом году (они так и будут кочевать с одного фестиваля на другой?), многое просто сделано на уровне, который не предполагает стоимости билетов в 1300 рублей за три дня. Выставка достижений народного хозяйства как она есть.


Я руками и ногами за всякие прикольные движухи, фестивали, выставки. Я очень лояльная зрительница, на самом деле. Если есть хоть что-то хорошее, я об этом обязательно напишу. Но в этом году хайпа вокруг Street Vision было много, а вот выхлоп разочаровал. Незапоминающиеся работы на маленькой выставке, плохо распланированная площадка, куцый образовательный блок со спикерами, чью компетентность невозможно проверить зачастую, высокие цены на билеты, низкая организация мероприятия в целом.

Мое внимание и деньги Street Vision больше недоступны.