31 августа 2017 г.

Гоголь. Начало, 2017 год

Николай Васильевич Гоголь живет в Петербурге, работает писарем в Третьем отделении и страдает от странных приступов, которые настигают его ровно на месте преступления, особенно если убийство с кровью. В свободное время Гоголь пишет, но его литературные успехи способствуют только развитию алкоголизма, на что Николаю регулярно пеняет его слуга Яким.


Все меняется, когда Николай на одном из заданий знакомится с легендарным сыщиком Яковом Гуро. Тот вроде бы находит в Гоголе нечто достойное внимания и берет с собой в поездку на Полтавщину, где на хуторе происходит серия загадочных убийств молодых женщин. В процессе следствия приступы Гоголя обостряются, а сам он понимает, что это не просто болезнь, а нечто, способное повлиять на его судьбу.

Резвое начало, проваленная середина и внезапный финал. Я вот не знала, а фильм - всего лишь первая часть серии, и не удивлюсь, если мы еще сериал увидим по телевидению. Структурно фильм похож как раз на две серии, разбит на главы, и в каждой - отдельное расследование, связанное с остальными общей сюжетной аркой. Нельзя так делать, на большом экране это не смотрится, слишком рваное повествование получается.

Гоголь при этом из наших писателей один из самых легких и годных к экранизации. Мистическая сторона российской глубинки, туманы над рекой да страшные сны, которые сложно отличить от яви, сама атмосфера поверий и сказок располагают к поиску загадочного. По сюжету Гоголь еще не стал писателем, в анамнезе у него только опубликованная на свои деньги поэма, которую он скупает и сжигает, уверенный в своей бесталанности.

Но как водится, проблема не в том, как он пишет, а в теме. Поэтому возвращение в близкие и понятные места в каком-то смысле становится толчком к смене курса, к расцвету литературных и мистических способностей героя. Кроме того, в ходе расследования он сталкивается с вещами, которых не может осмыслить и писательство служит ему инструментом рефлексии.

В остальном - декорации Петербурга явно взяли из Дуэлянта, мужской хор сценаристов постарался и воплотил все свои детские страхи в демонизированных и объективированных донельзя героинях, шовинизм цветет пышным цветом (москали, хохлы и крымские татары как пугало для крепостного слуги Гоголя присутствуют), а в целом картина напоминает Сонную лощину, и это хорошая иллюстрация главной проблемы современного российского кино. Снимают хорошо, но все это отстало на двадцать лет.