В 1940 году куча народу оказалась зажата в тиски между Дюнкерком и проливом, не имея возможности ни уплыть морем, ни отступить - позади стеной стояли немцы, расстреливали солдат как в тире и куражились, как могли. На берегу скопилось 400 000 солдат, в том числе раненые, и союзникам пришлось разрабатывать план спасения.
Как свойственно фильмам о войне, эту картину можно рассматривать с двух точек зрения: число кинематографической и исторической. Ну так вот, Нолан снимает отличное кино, без дураков. Он чувствует тональность, умеет давить на нужную эмоцию, не пережимая, у него есть видение и стиль. Но с исторической точки зрения он допустил один важный промах, на мой взгляд.
Начнем с хорошего. Это фильм практически без слов. Меньше реплик только в борниане, серьезно. Нолан ставит перед собой другую задачу: люди у него зажаты между морем и превосходящей военной мощью противника, и каждый отдельный человек ощущает себя бессильным перед громадой, которую сложно охватит взглядом. И основной упор в этом случае режиссер делает на звуки и мимику.
Смотреть нужно в аймкасе, иначе не прочувствуете всю звуковую палитру. Я где-то читала, что при звуке надвигающегося бомбардировщика человек испытывает инстинктивное желание зарыться в землю: желудок скручивает, в горле спазм, нервы на пределе. Ханс Циммер воспользовался случаем и написал штук десять треков с подходящей тональностью. В отсутствии диалогов музыкальная составляющая делает половину работы.
Затем актерская игра: Кеннет Брана, Киллиан Мерфи, Том Харди, Джеймс Д'Арси, да даже Гарри Стайлз - все смещают акценты на глаза, складку у рта, ходящий ходуном кадык. Читала в отзывах, что Мерфи чутка переигрывает, но вообще-то его герой по сюжету переживает серьезную контузию, и как могут люди в 21-м веке судить о таких тонкостях, как степень истерики у контуженного солдата, напуганного войной до самых костей?
Важный момент, отчасти восстанавливающий историческую справедливость: между французами и англичанами всегда существовала взаимная неприязнь. И во время эвакуации из Дюнкерка французов просто не брали на борт уходящих кораблей и катеров, либо оставляли в конце очереди, хотя именно французские части прикрывали отступление и теряли людей в перестрелках. У Нолана это показано даже слишком реалистично.
В целом, это фильм скорее не о войне, а о беззащитности отдельного человека перед масштабными потрясениями, перед уничтожением целых наций, перед истреблением человеческой массы - Нолан намеренно уходит от личной героики, его персонажи деперсонализированы донельзя, они крупинки на пляже. Если Fury с Питтом нам показала, как война калечит человека и превращает в "мужчину", то Dunkirk - о бессмысленности войны как таковой.
К минусам: в Лондоне стоит памятникам женщине на войне: летчицам, врачам, медсестрам, шифровальщицам, да мало ли кому, но во вселенной Нолана они участвуют в войне лишь как обслуживающий персонал на третьем плане. Судя по мужской реакции на Джоди Уиттакер в роли Доктора Кто, многие реально верят, будто мир вокруг населен преимущественно мужчинами. Зачем подогревать эту болезненную и ложную уверенность в большом кино? Среди эвакуировавшихся были: англичане, французы, бельгийцы, солдаты других союзных стран. В фильме преимущественно играют британцы, среди героев лишь один француз и один голландец. Опять же, это сводит на нет попытки показать, что английское правительство и солдаты на местах вели себя несправедливо и даже преступно по отношению к союзникам.
В целом, я не пожалела, что сходила - фильм идет 1 час 47 минут, устать не успеваешь. Но вопросы к фильму есть, и все мастерство Нолана как художника ни капли не искупает его слепоту и ограниченность как мужчины.
Как свойственно фильмам о войне, эту картину можно рассматривать с двух точек зрения: число кинематографической и исторической. Ну так вот, Нолан снимает отличное кино, без дураков. Он чувствует тональность, умеет давить на нужную эмоцию, не пережимая, у него есть видение и стиль. Но с исторической точки зрения он допустил один важный промах, на мой взгляд.
Начнем с хорошего. Это фильм практически без слов. Меньше реплик только в борниане, серьезно. Нолан ставит перед собой другую задачу: люди у него зажаты между морем и превосходящей военной мощью противника, и каждый отдельный человек ощущает себя бессильным перед громадой, которую сложно охватит взглядом. И основной упор в этом случае режиссер делает на звуки и мимику.
Смотреть нужно в аймкасе, иначе не прочувствуете всю звуковую палитру. Я где-то читала, что при звуке надвигающегося бомбардировщика человек испытывает инстинктивное желание зарыться в землю: желудок скручивает, в горле спазм, нервы на пределе. Ханс Циммер воспользовался случаем и написал штук десять треков с подходящей тональностью. В отсутствии диалогов музыкальная составляющая делает половину работы.
Затем актерская игра: Кеннет Брана, Киллиан Мерфи, Том Харди, Джеймс Д'Арси, да даже Гарри Стайлз - все смещают акценты на глаза, складку у рта, ходящий ходуном кадык. Читала в отзывах, что Мерфи чутка переигрывает, но вообще-то его герой по сюжету переживает серьезную контузию, и как могут люди в 21-м веке судить о таких тонкостях, как степень истерики у контуженного солдата, напуганного войной до самых костей?
Важный момент, отчасти восстанавливающий историческую справедливость: между французами и англичанами всегда существовала взаимная неприязнь. И во время эвакуации из Дюнкерка французов просто не брали на борт уходящих кораблей и катеров, либо оставляли в конце очереди, хотя именно французские части прикрывали отступление и теряли людей в перестрелках. У Нолана это показано даже слишком реалистично.
В целом, это фильм скорее не о войне, а о беззащитности отдельного человека перед масштабными потрясениями, перед уничтожением целых наций, перед истреблением человеческой массы - Нолан намеренно уходит от личной героики, его персонажи деперсонализированы донельзя, они крупинки на пляже. Если Fury с Питтом нам показала, как война калечит человека и превращает в "мужчину", то Dunkirk - о бессмысленности войны как таковой.
К минусам: в Лондоне стоит памятникам женщине на войне: летчицам, врачам, медсестрам, шифровальщицам, да мало ли кому, но во вселенной Нолана они участвуют в войне лишь как обслуживающий персонал на третьем плане. Судя по мужской реакции на Джоди Уиттакер в роли Доктора Кто, многие реально верят, будто мир вокруг населен преимущественно мужчинами. Зачем подогревать эту болезненную и ложную уверенность в большом кино? Среди эвакуировавшихся были: англичане, французы, бельгийцы, солдаты других союзных стран. В фильме преимущественно играют британцы, среди героев лишь один француз и один голландец. Опять же, это сводит на нет попытки показать, что английское правительство и солдаты на местах вели себя несправедливо и даже преступно по отношению к союзникам.
В целом, я не пожалела, что сходила - фильм идет 1 час 47 минут, устать не успеваешь. Но вопросы к фильму есть, и все мастерство Нолана как художника ни капли не искупает его слепоту и ограниченность как мужчины.