19 апреля 2016 г.

Buffy, the Vampire Slayer, 1-3 season

У меня с прошлого года появилась традиция: пересматривать шоу 90-х или раньше, которые я в детстве не могла понять и осознать по объективным причинам, но которые внесли свой вклад в развитие телеиндустрии, как мы ее наблюдаем сейчас. В данный момент на повестке дня у меня культовый сериал 90-х о девочке-подростке, которая в свободное время занималась тем, что убивала вампиров и прочих злодейских сверхъестественных злодеев.


Почему пишу сразу о первых трех сезонах? Во-первых, потому, что они связаны местом действия - все происходит в школе или около нее. Во-вторых, в первых сезонах еще не было четкой арки.

Признаюсь честно - смотрела в большим трудом. С огромными усилиями просто-таки. Во взрослом возрасте все это непереносимо же.

Что мы имеем? В первом сезоне Уидон нам показывал такую сладенькую - и страшную, но в первую очередь все же переслащенную сказочку о блондинке, которая ломает канон и не умирает первой. Наоборот, она умеет драться и способна постоять за себя и еще вон за ту брюнетку, которую тут как в насмешку над каноном, делают туповатой на первый взгляд школьной звездой группы поддержки.

Но вся штука в том, что в Баффи почти все герои не те, кем кажутся на первый взгляд. В этом смысле стоит перетерпеть первый сезон - он максимально детский, для девочек 10-13 лет. Зато со второго сезона начинается раскрытие героев с новой стороны. Так, например, типичный гик и отличница Уиллоу оказывается довольно боевой девчонкой, и к финалу третьего сезона показывает, что способна на многое. Корделия постоянно демонстрирует неприятные черты характера, и они с Баффи даже как-то раз ссорятся из-за титула королевы школьного бала, но в итоге сходятся на том, что есть вещи поважнее. Ну и так далее.

Но главное - сама Баффи. Это девочка, которая вовсе не хотела быть героиней, более того, на протяжении всех трех сезонов она то и дело порывается все бросить и уехать подальше от Саннидейла, Наблюдателя и вообще всей этой ерунды. Но ряд событий раз за разом доказывают Баффи, что ее предназначение - это не выдумка, не блажь Джайлса, и не иллюзия. Что она на самом деле способна противостоять злу во всех его проявлениях. Что можно совмещать простую жизнь и героические поступки.

В остальном же это такой сериал для тинейджеров: с любовным томлением, ссорами по пустякам, подколами и страшными обидами на всю жизнь, с тоской по будущему и взрослой жизни, с первым сексуальным опытом. Реально сложно смотреть на это все в моем возрасте. И Уидон сделал же эпизод, где Джайлс и мама Баффи впадают в детство, а героиня остается за старшую. Именно в этот момент Баффи начинает понимает, как она и ее друзья могут раздражать.

Несколько моментов, на которые я обратила внимание:

1. Зло многолико, но чаще всего исходит от особей мужского пола. Женщины, даже если и становятся вампиршами или демонессами, сами в каком-то смысле являются жертвами. Друссилу совратил и свел с ума Ангел, Аня - демон возмездия, она помогает женщинам мстить обидчикам, Фэйт манипулирует мэр, которому она доверилась. Сама Баффи не раз и не два сталкивается с несправедливостью и насилием, и в конце концов даже убивает человека (точнее, думает, что это был человек). Те мужчины, которые не делают зла осознанно, причиняют боль по неосторожности или незнанию: Зендер, Ангел, отец Баффи. Исключением из правил можно считать Спайка, потому что он тут играет роль трикстера - действует исключительно в личных интересах, и имеет какой-то свой внутренний кодекс. Он не злодей и не герой, а где-то посередине, и поэтому интереснее Ангела, кстати. Потому что у того все время крайности, он однообразен в каждом из своих обличий - и добром, и злом. Ну и еще Джайлс, который постепенно привязывается к своей подопечной и ставит ее интересы выше правил Совета.

2. Если в классических фильмах о вампирах секс был спрятан в момент, когда вампир кусает свою жертву, тот тут снова все переворачивают с ног на голову. Так, например, у Баффи и Фэйт есть интересный диалог о том, что чувствует девушка, когда пронзает вампира колом. Прозрачная метафора, по-моему. В отношения Баффи и Ангела секса к финалу третьего сезона тоже становится через край, в особенности потому, что они избегают физического контакта и вынуждены сублимировать в бою. Интересная коллизия: Ангел может потерять душу, если испытает счастье, а испытать он его может почему-то во время оргазма только - в остальное время душа у парня на месте, хотя они с Баффи вроде как встречаются и даже целуются. Мораль - не спите с мужиками, они с этого дуреют и становятся животными. Шутка. Но вообще логика примерно такая.

3. Вообще все три сезона - метафора поиска себя в школе. Все герои - и главные, и второстепенные, и эпизодические - заняты тем, что ищут себя и свой голос в общем шуме. Поэтому когда Баффи начинает слышать чужие мысли, ей проще понять парня, вообразившего, что его никто не замечает. Героиня осознает, что подростковый эгоцентризм делает всех и каждого абсолютно одинокими, никто никого не слышит, все зациклены на себе и упускают друзей. И в целом было много хороших серий, в которых Уидон попытался показать актуальные для подростков проблемы через истории о монстрах.

Повторюсь, если перетерпеть первый сезон, то можно даже получить определенное удовольствие от анализа этого шоу.