5 марта 2017 г.

Муза, где твои крылья? Яна Франк

По наводке подруги на прошлой неделе прочитала книгу Яны Франк о творчестве, самореализации, сложностях и препятствиях, а также людях, встречающихся на пути творческих личностей. Несмотря на то, что пишет Франк об очевидных вещах, прочесть книгу стоит обязательно — на мой взгляд, конечно. Потому что именно очевидное чаще всего оказывается самым невероятным.


Если вы не знаете, кто такая Яна Франк, советую почитать ее ЖЖ simply miu, где она сама все о себе пишет. Я в свою очередь подготовила краткий конспект идей, которые почерпнула из этой книги и привнесла в собственное творчество. Внимание: пишет Франк в основном об работе художниц и иллюстраторок, то есть о себе. Но идеи общие для всех творческих профессий, включая, например, писательство.

Итак, что стоит иметь в виду, если вы занимаетесь чем-то, в народе именуемом творчеством и хотите зарабатывать на этом деньги:
  • Самое главное — понять, чем именно вы хотите заниматься. Вплоть до деталей. Не просто рисовать, но как — картины, иллюстрации (если да, то какие), дизайн (какой?), и так далее;
  • Визуализировать свои желания. Написать список, нарисовать схему, сделать коллаж — что угодно. Например, я хочу написать и опубликовать книгу рассказов. Для этого мне нужно что? И пошел процесс;
  • Ваш главный враг — вы сами. Нет более строгого критика и более упертого нытика, чем человек, приученный себя критиковать и пасующий перед неудачами;
  • Когда вы самостоятельно или при помощи специалисток преодолеете себя, на вашем пути встанет ближний круг: родственники всех степеней, супруги, друзья. И они не всегда со зла, иногда из страха;
  • Разобравшись с ближним кругом, вы выйдете в большой мир, и там вас тоже ждут. Тут важно научиться различать конструктивную критику и банальную зависть. Я об этом даже как-то писала пост;
  • Наконец, все препятствия пройдены, и вы творите. Но делать что-то недостаточно, товар нужно упаковать и продать. Тут вам помогут: изучение рынка, конкурентов, признанных мастеров и собственная чуйка (которой нет у людей, в чьих семьях не было бизнесменов, и им придется сперва научить себя быть дельцами);
  • Нет ничего страшного в желании зарабатывать на своем творчестве. Объективная оценка реальности и способностей в помощь, и вперед — назначайте цену, делайте первые шаги, пытайтесь, падайте, вставайте и снова пытайтесь;
  • Чтобы научиться делать что-то хорошо, нужно делать это не менее 10 000 часов. Чтобы ваш проект рос, нужно заниматься им каждый день. Тут я согласна с Франк: прирост у Журнала случился именно в период, когда я реально писала сюда или в паблик Вконтакте каждый день;
  • Не стоит недооценивать силу сотрудничества с другими, но и ввязываться в проекты, где вас попытаются эксплуатировать, тоже не стоит. Все приходит с опытом, и со временем учишься различать — где тебя зовут работать совместно, а где за тебя говорят кому-то на конференции, что вот есть девочка в Томске, готовая поработать, а потом пытаются втюхать тебе ненужный проект совершенно из другой области (это мой реальный кейс);
  • Правильное распределение времени — суперспособность каждой, кто занимается творчеством. Баланс между удовольствием, хорошими отношениями с заказчиками и гонорарами на 90% ваш опыт и только на 10% все остальное;
  • Копировать кого-то или идти на поводу у чужих хотелок — гиблое дело. Безусловно, ориентироваться на пожелания клиенток и потенциальных покупательниц стоит, но только не в тех случаях, когда это вступает в очевидное противостояние между ними и вашими потребностями в самореализации. Найти баланс между тем, что вы действительно хотите делать и тем, что предлагает вам рынок — тоже навык, и он приобретается в процессе;
  • Не стоит кидаться в омут с головой, если не привыкли так делать. Но и затягивать тоже не стоит — можно перегореть или отложить дело в долгий ящик, примерно до конца жизни;
  • Легко не будет. Иногда приходится совмещать творчество с полноценной работой, иногда сперва пожить в бедности, но в любом случае оно того стоит.
Один из интересных моментов в книге — глава о взаимодействии Творца и Музы. Она даже не столько о специфике таких отношений, сколько о ревности и о традиции пар склеиваться в единое целое, чтобы потом с болью и кровищей отдираться друг от друга. Франк никаких советов не дает, вообще мягко разбирает тему. Я пока не переварила эту главу окончательно, может быть, позже напишу что-то.

Небольшой минус книги с точки зрения феминистки: Яна Франк виртуозно обходит один момент, при том, что вся ее книга посвящена этому — именно мужья тормозят творческое и личностное развитие женщин-художниц\писательниц\дизайнеров\whatever. В тексте рассказывается в основном о случаях, когда мужья требуют свежеприготовленной еды или чистых рыбашек в ассортименте. Хотя все это взрослый не кастрированный человек мужского пола вполне в состоянии добыть самостоятельно. Мужчины такому прессингу в принципе не подвергаются (в книге описана пара случаев конфликта между двумя мужчинами на почве соперничества. но там просто отец говорил сыну, что тот не торт). Но при этом Франк постоянно пишет о той, кого курощают, в мужском роде - он не может соответствовать, человеку сложно выполнять мелочные требования, стирая гендерный аспект подобного поведения. Либо она сама не видит закономерностей, либо, что вероятнее, попыталась сделать книгу общечеловеческой. Но так как писала на 100% из собственного опыта, скрыть особенности становления творческой женщины так и не смогла. Это книга не про мужчин и мужское, а о женщинах и для женщин.

Я, кстати, не знаю, как бы к такому совету отнеслась сама Франк, но на мой вкус вполне можно обойтись электронной версией книги и выполнять задания в блокноте. Или распечатать страницы с заданиями отдельно, и работать с ними. Книга, конечно, яркая и красиво иллюстрированная, но в наше время не все могут искать себя при помощи блокнота для рисования и письма за 700 рублей.