2 марта 2017 г.

Logan, 2017 год

Невероятно тяжелый в эмоциональном плане, кровавый, драматичный финал истории одного из наиболее известных героев комиксов — Росомахи.


2029 год, за последние двадцать лет в мире не родилось ни одного мутанта. Немногие оставшиеся в живых прячутся и пытаются вести незаметный образ жизни. Логан работает водителем лимузина, потихоньку спивается, а еще хранит большой секрет для маленькой такой компании.

Дело в том, что у профессора Ксавье болезнь Альцгеймера, и в этом состоянии он опасен не только для себя, но и для окружающих. Год назад, после инцидента, повлекшего гибель людей, Логан инсценировал смерть Чарльза, и с тех пор держит его в изолированном бункере, пытаясь поддерживать в сознании, но не допускать новых приступов болезни. Ксавье не то чтобы впал в маразм, но уже не тот, что прежде — во время приступов он вызывает паралич у всех окружающих, не может контролировать свою силу, забывает, кто он и где, и с кем. 

В качестве сиделки Логан приставляет к нему Калибана — еще одного мутанта, ищейку, когда-то работавшего на корпорацию Амбрелла. А сам собирает деньги на покупку яхты. Я так поняла, план был — увезти Ксавье в океан, где вокруг не будет никого, кому бы он мог навредить. При этом Логан и сам тяжело болен, он умирает. Когда-то в нем застряла пуля из адамантия, и с тех пор постепенно отравляла его организм, а Росомаха не пытался извлечь ее. Потому что хотел умереть, ага. Вы уже поняли, что в этом фильме все в депрессии, болеют, страдают и хотят уйти из жизни?

И тут на Логана выходит сначала неизвестная женщина-мексиканка Габриэла, а потом — и глава службы безопасности некой корпорации, главный офис которой находится — вот сюрприз — в Мексике. Женщина просит о помощи, Пирс — злобный блондин с искусственной рукой — угрожает раскрыть местонахождение профессора Ксавье, если Логан не посодействует в поиске некой девчонки. Шаг за шагом, Росомаха оказывается опекуном маленькой натренированной и, кажется, немой убийцы с адамантиевыми когтями в руках и ногах, и больного старого могущественного мутанта, не вполне контролирующего свои силы. 

Чуете, какой сюжет? Вот вроде бы все довольно стандартно, но фишка этого фильма — в разрушение стереотипов и ролей. 

Логан — классический такой мачо, последний герой боевиков, парень без страха и упрека — внезапно оказывается смертельно уставшим, не испытывающим никого интереса к жизни человеком в депрессии, который тем не менее вынужден как-то поднимать себя по утрам, потому что у него на руках больной старый человек. Ксавье осознает, что его воспринимают отчасти как досадную помеху — он стар, слаб, не вполне в своем уме. У Логана не хватает терпения нормально общаться со стариком, он пытается — и не может, не умеет. Срывается на крик, пытается приказывать, не слушает — классический набор обращения с пожилым человеком, которого начинают из-за его беспомощности воспринимать как ребенка, нуждающегося в опеке.

Калибан, сиделка профессора — выступает здесь голосом разума и играет традиционно женскую роль. Да вот только фишка в том, что большинство главных героев мужчины. И становится понятно, что забота, опека, защита и так далее не зависят от наличия женских гениталий, а создаются в процессе воспитания и саморазвития. Логан ведь честно пытается, и Калибан, но они рано или поздно упираются в глухую стену гендерных стереотипов, своих представлений о том, какими должен быть "настоящий" мужчина, как он должен жить, действовать, чувствовать. Это разрушает Логана изнутри, в его-то состоянии — он слаб, но не может позволить себе эту слабость, и ему не к кому пойти, потому что последний человек, когда-либо заботившийся о нем, сам нуждается в заботе. 

Наконец, Лора. Логан отказывается признавать себя ее отцом, потому что не считает биологическое родство достаточным основанием для родственных чувств (знакомая история, правда?), но ему приходится взять на себя и эту ответственность. Тут в сценарии есть небольшой провал, потому что мотивация Логана не вполне ясна. Скажем так — все случилось как должно, и обстоятельства оказались сильнее человека. Да и девочка не ребенок, точнее, ее никогда не воспринимали как ребенка, и она сама приучилась думать о себе как о взрослой самостоятельной единице достаточно рано. На этой почве у них с Логаном постоянно возникают конфликты — он руководит ею, как и профессором Ксавье, и злится, когда видит, что его слова ей по барабану.

Опять же, разрушается миф о якобы природной женской слабости. Ксавье называет когти на ногах Лоры гендерным признаком — мол, львицы и защищают, и обеспечивают потомство, а не просто красиво лежат в сторонке, пока лев приносит косулю к ее лапам. Поэтому им нужно оружие. И Лора демонстрирует совершенно недетскую и с обывательской точки зрения неженскую ярость, когда нападает на своих преследователей. Штука в том, что если не воспринимать ребенка как мальчика или девочку, у них и ограничителей не будет. По сути, в лаборатории был создан совершенно новый вид человека, свободный от гендерных ролей и предрассудков. 

Все это накручивается на кровавейший на моей памяти сюжет фильма Марвел. Нет, серьезно, рейтинг 18+ в данном случае оправдан от и до: с первых кадров до последних с экрана льется кровь, совершаются детоубийства, отрываются руки и головы, и вообще все очень плохо. И как бы тут кто не упирался, но в конечном счете фильм снова о дискриминации всех мастей, а еще о жажде власти, причем не номинальной, а фактической — над чужим телом, разумом, волей. Старый добрый белый гетеросексуальный мужчина, владелец и бенефициар транснациональных корпораций, менгеле от генной инженерии, да просто наемник, готовый убивать детей по приказу — все они вступают в бой с теми, кто заведомо слабее: женщины, дети, просто физические слабые люди.

Потому что их проще разобщить экономически и физически, и проще контролировать. Правда, тут плохие парни просчитались, потому что пока они проводили над детьми опыты и воспринимали их как предметы и собственность корпорации, медсестры, которых там тоже никто особо за людей не считал, воспитывали в новом поколении мутантов взаимовыручку, дух товарищества, эмпатию и способность размышлять. Не будь вокруг этих женщин, план доктора Риза мог бы сработать, а так все пошло по другому пути. Эта подпольная деятельность сломала все задумки фашиствующих уродов. В этом тоже есть свой смысл, и тут я повторюсь - фильм вообще многослойный, там есть о чем подумать на досуге.

И тут еще один интересный смысловой слой — на краю жизни Логан учит свою дочь ненасилию. И не потому, что нельзя давать сдачи, а потому, что ты сама превращаешься даже не в зверя, а в кого-то намного хуже, когда начинаешь действовать методами своих противников. Они, все эти преследователи и убийцы, хуже зверей, они гонят добычу и готовы на все ради сохранения старого доброго мира с иерархией и подчинением слабого. Но ты в ответ можешь только сопротивляться, никогда не нападать. И сам Логан следует своему новому пути, спасая чужие жизни, отдавая свою собственную. Интересно, что финальный бой урезали до минимума, позволив выстрелить очевиднейшему ружью во всем сценарии. Упор в итоге был сделан не на зрелищность, а на эмоции.

И это действительно прекрасная сцена прощания, одна из лучших в истории фильмов Марвел вообще. В целом, фильм намного сложнее, чем все предыдущие серии приключений Логана вместе взятые, намного мрачнее и тяжелее, реалистичнее, злее, актуальнее. Минимум диалогов (меньше, кажется, только в борниане) при максимуме накала, я за сеанс искрутилась вся, пару раз даже закрывала глаза. Очень тяжелый фильм, и прекрасный. Всем настойчиво рекомендую, даже если вы не очень любите комиксы.