15 апреля 2019 г.

Героиня или жертва обстоятельств?

Сегодня побывала на премьере французского документального фильма «Яшка» о судьбе первой женщины-офицера Марии Бочкаревой.


Как у французов получилось не только рассказать историю прошлого, но и высветить проблемы российского настоящего, рассказываю в посте.

Официальная версия появления фильма французского телеканала «Тоute l’histoire» («Вся история») такова: в 2017 году в томском Краеведческом музее поставили спектакль-эскиз по пьесе Мария\Анна. Он рассказывал о последних днях жизни Марии Бочкаревой и немного о соратнице революционера Аркадия Иванова, Анне. Якобы эскиз привлек внимание французов, которые как раз готовили фильм к годовщине начала Первой мировой войны, и в итоге режиссер Джереми Фошу лично приехал в Томск, чтобы поработать над фильмом на родине героини. Я подозреваю, что это обычное томское преувеличение.

Интерес к персоне Бочкаревой возник далеко не в патриархальном крошке Томске, и не в 2017 году, а гораздо раньше. Фильм «Батальонъ» датирован 2015 годом, а официальный биограф Марии вообще занимался этим не один год. Съемки фильма Фошу, конечно же, проходили не только в Томске. Представительница Томска Алена Шафер в фильме представлена наряду с другими спикерами, в том числе биографом Бочкаревой и социологиней Эллой Панеях. В общем, Томск как обычно просто удачно вписался в более глобальную историю, тем более, что мы к судьбе Бочкаревой имеем вот столечко отношения.

Сам фильм, даром что телевизионного формата на 50 минут, неожиданно высветил, как мало в России с 1915 года в целом поменялось в умах людей в плане отношения к женщине и гендерных вопросах. Там есть совершенно карикатурный тип из Санкт-Петербургского музея, такой обрюзгший дяденька, который твердо сказал, что он против женщин в армии и космосе, ведь наше предназначение рожать. Да и в целом реплики спикеров отобраны таким образом, чтобы рассказать кое-что не только о Бочкаревой или политической ситуации того времени, но и нас, современных россиянах.

Я не смотрела «Батальонъ», но после фильма Фошу меня остро пронзила мысль, что Мария Бочкарева в конечном итоге все же участвовала в гражданской войне. Только ни она сама, ни ее последовательницы вероятно не могли отрефлексировать тогда этот момент. А с кем они воевали, если врагом были немцы? Да со своими же русскими мужиками! У французов это прямым текстом проговаривается: в то время в тех условиях любая женщина, рискнувшая проявить себя на условно мужской территории войны, неважно, в роли санитарки или солдата, воспринималась мужчинами как дичь в сексуальной охоте. Мерзко? Да.

И все равно эти женщины вслед за Марией пошли на фронт, хотя казалось бы могли махнуть рукой и предоставить мужчинам убивать друг друга в свое удовольствие или дезертировать и насиловать женщин уже в мирных условиях. Более того, Бочкарева спасала с поля боя тех же, кто издевался над ней в первые месяцы службы. Честно говоря, это настоящий героизм, а не сам факт вступления в армию. Спасать людей, которые не считают тебя за человека, и при случае жестоко поиздеваются и убьют.. не думаю, что у каждой хватило бы на такое благородства и храбрости.

Подвело как обычно обсуждение. Мало того, что это был традиционно низкий и сексистский для Томска уровень дискуссии. Но в качестве модератора выступала та самая Алена Шафер, которая ставила спектакль в Краеведческом музее и была одной из комментаторок в фильме Фошу. Меня не трогает позиция Шафер, таких теток пучок за пятачок в интернетах каждый день транслируют свои пещерные взгляды и поверхностные рассуждения благополучных мещанок. Но на обсуждении после фильма она получила роль ведущей, а вместе с ней возможность высказывать свое крайне предвзятое мнение с трибуны.

Весь спич Шафер это поток обесценивания дел женщины, к которой сама Алена не сможет приблизиться даже на одну пятую, даже при всем желании. У нее Бочкареву и муж «вряд ли бил», ведь он потом второй раз женился «и все у него было хорошо». И сама Мария по мнению этой Шафер авантюристка, и мать, и сестры у нее были такие же. И ни одна здравомыслящая женщина, и вообще Бочкарева пошла в армию, потому что ее мужчины обижали. Повторюсь, если бы Шафер эти убеждения высказала как зрительница, я бы проигнорировала, ну мало ли что человек там вякает. А так пришлось взять микрофон и сказать ей пару ласковых. Ну а потом я просто ушла, потому что ну нахуй, участвовать в этом трепе у подъезда.

Вот и расскажите мне, как так получается, что мы не ценим свою историю, своих героинь, и у иностранцев получается рассказывать о нас нам же лучше, чем могли бы мы сами?