Что будет, если собрать самых креативных томских актрис и актеров, и прочитать три пьесы современных российских драматургов за раз? Например, вечеринка объединения «Открыто», которую они устроили в пространстве «Арбат» 24 ноября.
Субботним вечером несколько десятков человек собрались послушать, что же написали наши драматурги. Засиделись до полуночи. Кажется, хозяин пространства приехал нас разгонять. А мы не могли уйти, не обсудив услышанное. Но обо всем по порядку.
Неделю назад узнала, что театральное объединение «Открыто» 24 ноября проведет читку сразу трех пьес. Дмитрий Гомзяков и Ольга Райх обещали прочитать лучшие, по их мнению, новинки российской драматургии. Я конечно же загорелась идеей придти. Но у меня уже была запланирована дружеская поездка в дом отдыха: ladies, wine and perfect sky. Дилемма. И тут просто как знак судьбы какой-то: подъезды к дому отдыха замело! Технику ждали только после выходных, так что попасть туда на уикенд мы никак не смогли бы. И я купила билет в театр.
***
Читали пьесы Аси Волошиной, Павла Пряжко и Светланы Петрийчук: «Дания тюрьма», «Сосед» и «Вторник короткий день» соответственно. Я долго думала, то ли написать о каждой отдельно, то ли обсудить все скопом. В итоге пришла к следующему: работа Павла Пряжко меня заинтересовала, и она в целом хорошо укладывается в линию притчи о российском одиночестве, которая красной нитью идет через все три работы. Но с точки зрения фемкритики мне интереснее разобрать тексты Волошиной и Петрийчук.
Но сперва пара слов в общем. В этот раз в читке была занята, кажется, половина актерского состава ТЮЗа.
Впервые участвовал Сергей Хрупин, и его чтение текста Павла Пряжко вышло невероятно атмосферным. Прекрасный женский каст Гомзяков собрал в читке по пьесе Петрийчук: Марина Фадеева, Ольга Никитина, Жанна Апарина и Ольга Рябова. Весь цвет театра, можно сказать. Роман Колбин для меня лицо новое в театре, хотя на томских тусовках я его достаточно встречала тут и там. Посмотрим, как он себя покажет и останется ли в Томске вообще. Постоянные лица проекта — Наталья Гитлиц и Игорь Савиных тоже как всегда, на своем месте.
По ритму самая затягивающая оказалась пьеса Пряжко. Ее и читали хорошо, и текст ссам по себе цикличный, втягивающий. На первой читке я не могла никак отдышаться после забега под снегопадом на две остановки, поэтому не сразу втянулась. Но к Наталье Гитлиц у меня никогда претензий нет. Все, что она может, всегда делает. Роман Колбин такой немного чересчур: молодой, симпатичный, за внешностью сложно разглядеть игру и понять, где он например специально краснеет, а где просто природа свое взяла.
К сожалению, мне показалась немного спешно зачитанной пьеса Петрийчук. С одной стороны, у Марины Фадеевой в принципе такой характерный говор во всех спектаклях, где я ее видела. И для текста это хорошо, отражает суету, за которой героине некогда задуматься. С другой, самая тяжелая пьеса стояла последней, когда время поджимало, и это конечно наложило отпечаток на чтение, я считаю. Но женское многоголосье, сливающееся в одну речь, вышло отлично, и для текста это сыграло роль.
Почему именно Волошина и Петрийчук? Они поднимают тему одиночества и разобщенности людей в современном российском обществе в целом, там еще очень точно подмечены мелкие детали, связанные именно с женским бытом и ролью матери. В пьесе «Дания тюрьма» действие происходит в тюремной гостинице, куда приезжают повидаться с сыновьями, отцами и мужьями. В работе «Вторник короткий день» мы сталкиваемся с архетипом матери, как его видят в России со времен классической литературы.
В обоих случаях женщина постепенно теряет себя. Ограниченная функцией заботы о потомстве, она скатывается до состояния суетливой, навязчивой, либо наоборот — подавляющей все и вся вокруг фигуры. Ценность мужчины, сперва мужа, а потом сына, вплетаясь в контекст становления женской личности, делает героинь жестокими к окружающим. В стремлении защитить мужчину они готовы не только на самоуничижение и самоуничтожение, но и на насилие по отношению к другим женщинам и людям вообще.
Бабушка героини «Дания тюрьма» однозначно встает на сторону сына-убийцы, применяя весь арсенал российской риторики обвинения жертвы. Мать героя пьесы ищет сыну-наркоману девушку, готовую приехать на зону и сексуально обслужить парня. У Петрийчук все еще сложнее: героиня одновременно и жертва, и палач, она страдает от сына, и уничтожает невинных людей во имя его благополучия. Эти женщины вызывают массу смешанных чувству, и ты понимаешь при этом, что ради сына они пожертвуют кем угодно.
У Волошиной этому животному началу противопоставлена женщина из нового поколения, зацикленная на рефлексии. У Петрийчук альтернативой материнству становится тюрьма. В пьесе Волошиной клетка дополняет внутреннюю несвободу человека, героиня текста «Вторник короткий день» только в тюрьме ощущает свободу и начинает раскрываться как личность. В обоих случаях четко видно гендерное неравенство: дочь едет на зону к отцу, но сын не приезжает в тюрьму к матери. Более того, он ее подставляет под следствие.
***
Любопытно также, как во всех трех пьесах показаны мужские персонажи. По-своему они все тоже страдают от одиночества, но решают эту проблему, пробивая личные границы других. Только у Пряжко пенсионер отнимает время у молодого соседа по даче — сравнительно безобидный исход. А у Волошиной и Петрийчук мужчины бьют, вымогают деньги, наконец убивают. Даже якобы положительный Митя, который исподволь выпрашивает секс у героини в пьесе «Дания тюрьма», затем начинает требовать большего.
Меня царапнуло, что во время таких интеллигентских, продуманных приготовлений к сексу ни разу не звучит вопрос о презервативах. Митя шел в гостиницу на свидание к матери, да и откуда у зэка контрацептивы? Попросил у соседа по гостинице? А Аня ложится в постель к бывшему наркоману и человеку, который практикует свободные отношения. В российских условиях это почти наверняка означает рискованное сексуальное поведение и низкий уровень половой гигиены. Проще говоря, у милого Мити вполне может быть ЗППП.
Оставим за скобками, что я лично вообще не верю в секс из жалости и желания помочь. Митя себе одну ночь именно что наныл, неоднократно упоминая, как ему хочется снять трусы, а не корчить из себя интеллектуала в застенке. Все мы таких мыслителей встречали, и знаем, как неумение и нежелание выстраивать нормальные человеческие отношения сочетается в них умением манипулировать. Отсюда же, кстати, и его так называемые свободные отношения. Тоже узнаваемый штрих к портрету современного россиянина.
И даже когда все уже свершилось, и Аня четко обозначила границы, Митя продолжает лезть к ней за продолжением. Его можно понять, у него депривация физического контакта. Но он раз за разом пробивает обозначенные рамки, и в конце концов вообще вторгается в жизнь случайной любовницы вне контекста их встречи в гостинице для зэков. Женщина, которая приехала, чтобы сказать отцу, что его не ждут на воле, не только не справляется с этой задачей, но влипает в недоотношения с наркоманом.
Это довольно точное отражение положения дел, и грустное. Мы живем в мире мужчин, которые не взрослеют, не умеют договариваться, справляться с одиночеством, с болью, со злостью. С ними невозможно расслабиться, им нельзя доверять. В ситуации, где ты вроде чувствуешь себя стороной, которая дает, сколько считает нужным, у тебя все равно пытаются отобрать больше. Потребность мужчины в безусловной материнской любви так сильна, что в этом мире сложно отказаться от роли матери, неважно, с родным сыном или любовником.
***
Тайминг у вечеринки был простой: читка, перерыв 7-10 минут, и следующая пьеса. Обсуждения вынесли в финал. Желающие высказаться весь вечер копили впечатления и смогли сформулировать мысли более четко, чем когда выступаешь экспромтом. С другой стороны, из-за ограничения по времени дискуссия получилась чуточку скомканная. Может быть в следующий раз организаторы заранее договорятся с дружественным баром, чтобы он принял желающих пообщаться? Я могу подсказать пару вариантов.
Вышло даже лучше, чем я ожидала. У проекта «Открыто» уже сформировалась своя аудитория. Благодаря этому обсуждения после читок и эскизов в среднем проходят на довольно высоком уровне. Не зря один из хэштегов «Открыто» — культурная тусня. Ребята одни из немногих в Томске, кто целенаправленно формирует вокруг себя сообщество, и у них получается. С переменным успехом, но все еще впереди.
Фото: Дарья Соврасова
Дмитрий Гомзяков представляет автора и текст |
Неделю назад узнала, что театральное объединение «Открыто» 24 ноября проведет читку сразу трех пьес. Дмитрий Гомзяков и Ольга Райх обещали прочитать лучшие, по их мнению, новинки российской драматургии. Я конечно же загорелась идеей придти. Но у меня уже была запланирована дружеская поездка в дом отдыха: ladies, wine and perfect sky. Дилемма. И тут просто как знак судьбы какой-то: подъезды к дому отдыха замело! Технику ждали только после выходных, так что попасть туда на уикенд мы никак не смогли бы. И я купила билет в театр.
***
Читали пьесы Аси Волошиной, Павла Пряжко и Светланы Петрийчук: «Дания тюрьма», «Сосед» и «Вторник короткий день» соответственно. Я долго думала, то ли написать о каждой отдельно, то ли обсудить все скопом. В итоге пришла к следующему: работа Павла Пряжко меня заинтересовала, и она в целом хорошо укладывается в линию притчи о российском одиночестве, которая красной нитью идет через все три работы. Но с точки зрения фемкритики мне интереснее разобрать тексты Волошиной и Петрийчук.
Но сперва пара слов в общем. В этот раз в читке была занята, кажется, половина актерского состава ТЮЗа.
Впервые участвовал Сергей Хрупин, и его чтение текста Павла Пряжко вышло невероятно атмосферным. Прекрасный женский каст Гомзяков собрал в читке по пьесе Петрийчук: Марина Фадеева, Ольга Никитина, Жанна Апарина и Ольга Рябова. Весь цвет театра, можно сказать. Роман Колбин для меня лицо новое в театре, хотя на томских тусовках я его достаточно встречала тут и там. Посмотрим, как он себя покажет и останется ли в Томске вообще. Постоянные лица проекта — Наталья Гитлиц и Игорь Савиных тоже как всегда, на своем месте.
По ритму самая затягивающая оказалась пьеса Пряжко. Ее и читали хорошо, и текст ссам по себе цикличный, втягивающий. На первой читке я не могла никак отдышаться после забега под снегопадом на две остановки, поэтому не сразу втянулась. Но к Наталье Гитлиц у меня никогда претензий нет. Все, что она может, всегда делает. Роман Колбин такой немного чересчур: молодой, симпатичный, за внешностью сложно разглядеть игру и понять, где он например специально краснеет, а где просто природа свое взяла.
К сожалению, мне показалась немного спешно зачитанной пьеса Петрийчук. С одной стороны, у Марины Фадеевой в принципе такой характерный говор во всех спектаклях, где я ее видела. И для текста это хорошо, отражает суету, за которой героине некогда задуматься. С другой, самая тяжелая пьеса стояла последней, когда время поджимало, и это конечно наложило отпечаток на чтение, я считаю. Но женское многоголосье, сливающееся в одну речь, вышло отлично, и для текста это сыграло роль.
Наталья Гитлиц и Роман Колбин читают текст «Дания тюрьма» Аси Волошиной |
В обоих случаях женщина постепенно теряет себя. Ограниченная функцией заботы о потомстве, она скатывается до состояния суетливой, навязчивой, либо наоборот — подавляющей все и вся вокруг фигуры. Ценность мужчины, сперва мужа, а потом сына, вплетаясь в контекст становления женской личности, делает героинь жестокими к окружающим. В стремлении защитить мужчину они готовы не только на самоуничижение и самоуничтожение, но и на насилие по отношению к другим женщинам и людям вообще.
Бабушка героини «Дания тюрьма» однозначно встает на сторону сына-убийцы, применяя весь арсенал российской риторики обвинения жертвы. Мать героя пьесы ищет сыну-наркоману девушку, готовую приехать на зону и сексуально обслужить парня. У Петрийчук все еще сложнее: героиня одновременно и жертва, и палач, она страдает от сына, и уничтожает невинных людей во имя его благополучия. Эти женщины вызывают массу смешанных чувству, и ты понимаешь при этом, что ради сына они пожертвуют кем угодно.
читка пьесы «Вторник короткий день» |
***
Любопытно также, как во всех трех пьесах показаны мужские персонажи. По-своему они все тоже страдают от одиночества, но решают эту проблему, пробивая личные границы других. Только у Пряжко пенсионер отнимает время у молодого соседа по даче — сравнительно безобидный исход. А у Волошиной и Петрийчук мужчины бьют, вымогают деньги, наконец убивают. Даже якобы положительный Митя, который исподволь выпрашивает секс у героини в пьесе «Дания тюрьма», затем начинает требовать большего.
Сергей Хрупин, Владимир Бутаков и Дмитрий Гомзяков читают Павла Пряжко |
Оставим за скобками, что я лично вообще не верю в секс из жалости и желания помочь. Митя себе одну ночь именно что наныл, неоднократно упоминая, как ему хочется снять трусы, а не корчить из себя интеллектуала в застенке. Все мы таких мыслителей встречали, и знаем, как неумение и нежелание выстраивать нормальные человеческие отношения сочетается в них умением манипулировать. Отсюда же, кстати, и его так называемые свободные отношения. Тоже узнаваемый штрих к портрету современного россиянина.
И даже когда все уже свершилось, и Аня четко обозначила границы, Митя продолжает лезть к ней за продолжением. Его можно понять, у него депривация физического контакта. Но он раз за разом пробивает обозначенные рамки, и в конце концов вообще вторгается в жизнь случайной любовницы вне контекста их встречи в гостинице для зэков. Женщина, которая приехала, чтобы сказать отцу, что его не ждут на воле, не только не справляется с этой задачей, но влипает в недоотношения с наркоманом.
Дмитрий Гомзяков и текст |
***
Тайминг у вечеринки был простой: читка, перерыв 7-10 минут, и следующая пьеса. Обсуждения вынесли в финал. Желающие высказаться весь вечер копили впечатления и смогли сформулировать мысли более четко, чем когда выступаешь экспромтом. С другой стороны, из-за ограничения по времени дискуссия получилась чуточку скомканная. Может быть в следующий раз организаторы заранее договорятся с дружественным баром, чтобы он принял желающих пообщаться? Я могу подсказать пару вариантов.
Вышло даже лучше, чем я ожидала. У проекта «Открыто» уже сформировалась своя аудитория. Благодаря этому обсуждения после читок и эскизов в среднем проходят на довольно высоком уровне. Не зря один из хэштегов «Открыто» — культурная тусня. Ребята одни из немногих в Томске, кто целенаправленно формирует вокруг себя сообщество, и у них получается. С переменным успехом, но все еще впереди.
Фото: Дарья Соврасова