В 1967 году в Нигерии разгорелась гражданская война с восточными провинциями, заявившими о своей независимости в ответ на погромы народа игбо. Героини романа «Половина желтого солнца» сестры-двойняшки Оланна и Кайнене оказываются в самом центре войны за независимость Биафры, и вынуждены бороться не только за свою жизнь, и но спасать всех, кого смогут.
Чимаманда Нгози Адичи написала внешне суховатый и спокойный роман о том, что никому не пожелаешь испытать. Ненависть на почве этнических предрассудков, нечеловеческое насилие со стороны чужих и даже своих, навсегда утраченное ощущение безопасности и спокойствия — чтобы дочитать эту книгу, нужно упорство или большое желание. У меня хватило и того, и другого, и даже на отзыв осталось.
Формально роман Адичи повторяет структуру, известную нам по многим книгам о гражданских войнах: довоенная жизнь накануне конфликта, эскалация, эвакуация, военное время, развязка. Внутри же повествование нелинейно: писательница то забегает вперед и пересказывает краткое содержание книги одного из главных героев, то возвращается назад с рассказом о поворотом моменте сюжета.
Это позволяет создать ощущение живого повествования, несмотря на то, что оно идет от третьего лица. Две сестры и их судьбы только на первый взгляд кажутся разными. На деле что мирное время, что социальное положение или достаток не меняют дела: женщины вынуждены прощать, приспосабливаться, терпеть и держать гордость в кулачке. Все вокруг требует от них мириться с мужской трусостью, безответственностью, похотливостью и жестокостью.
Война только обнажает все, что было скрыто. Правое дело защиты своего народа оборачивается насилием, и вот уже один из героев в группе других солдат браво насилует официантку в придорожном кафе. Гуманитарная помощь растаскивается крупными и мелкими служащими, ведь они трудятся на благо народа, и должны хорошо питаться. Война несправедлива, немилосердна, не несет мира и спокойствия, и не защищает никого.
Антимилитаристский посыл романа, на мой взгляд, очевиден: женщины в военное время несут гораздо больше издержек. Пытки и насилие в случае с населением захваченных территорий удваивается, если речь идет о женщинах и детях. К опасности со стороны захватчиков примешивается страх перед своими же. Все, что описывается Адичи, абсолютно универсально, к сожалению, и повторяется буквально в каждом военном конфликте.
Как и всякий хороший роман, книга Чимаманды многослойна, и читать ее нужно внимательно. Это не легкое развлекательное чтиво выходного дня, но совершенно точно одна из книг, которые стоит прочесть. Это взгляд на войну глазами жены, дочери, матери, каждой женщины в каждой стране мира, где был или идет вооруженный конфликт. В войне нет ничего героического, она не делает людей лучше, и хорошо бы об этом писали больше.
Чимаманда Нгози Адичи написала внешне суховатый и спокойный роман о том, что никому не пожелаешь испытать. Ненависть на почве этнических предрассудков, нечеловеческое насилие со стороны чужих и даже своих, навсегда утраченное ощущение безопасности и спокойствия — чтобы дочитать эту книгу, нужно упорство или большое желание. У меня хватило и того, и другого, и даже на отзыв осталось.
Формально роман Адичи повторяет структуру, известную нам по многим книгам о гражданских войнах: довоенная жизнь накануне конфликта, эскалация, эвакуация, военное время, развязка. Внутри же повествование нелинейно: писательница то забегает вперед и пересказывает краткое содержание книги одного из главных героев, то возвращается назад с рассказом о поворотом моменте сюжета.
Это позволяет создать ощущение живого повествования, несмотря на то, что оно идет от третьего лица. Две сестры и их судьбы только на первый взгляд кажутся разными. На деле что мирное время, что социальное положение или достаток не меняют дела: женщины вынуждены прощать, приспосабливаться, терпеть и держать гордость в кулачке. Все вокруг требует от них мириться с мужской трусостью, безответственностью, похотливостью и жестокостью.
Война только обнажает все, что было скрыто. Правое дело защиты своего народа оборачивается насилием, и вот уже один из героев в группе других солдат браво насилует официантку в придорожном кафе. Гуманитарная помощь растаскивается крупными и мелкими служащими, ведь они трудятся на благо народа, и должны хорошо питаться. Война несправедлива, немилосердна, не несет мира и спокойствия, и не защищает никого.
Антимилитаристский посыл романа, на мой взгляд, очевиден: женщины в военное время несут гораздо больше издержек. Пытки и насилие в случае с населением захваченных территорий удваивается, если речь идет о женщинах и детях. К опасности со стороны захватчиков примешивается страх перед своими же. Все, что описывается Адичи, абсолютно универсально, к сожалению, и повторяется буквально в каждом военном конфликте.
Как и всякий хороший роман, книга Чимаманды многослойна, и читать ее нужно внимательно. Это не легкое развлекательное чтиво выходного дня, но совершенно точно одна из книг, которые стоит прочесть. Это взгляд на войну глазами жены, дочери, матери, каждой женщины в каждой стране мира, где был или идет вооруженный конфликт. В войне нет ничего героического, она не делает людей лучше, и хорошо бы об этом писали больше.