В этом году до Томска дошел совместный проект объединения Cool Connections и театральной премии «Золотая маска». Всего томичкам покажут три записи спектаклей-номинантов и лауреатов премии: уже прошла драма «Коварство и любовь», 30 мая покажут «Барабаны в ночи» по пьесе Бертольта Брехта, а сегодня я сходила на постановку Тимофея Кулябина в Театре наций «Иванов».
В роли Николая Иванова — Евгений Миронов, Александра Лебедева — Елизавета Боярская, жена Иванова Сара-Аня — Чулпан Хаматова. Спектакль по пьесе Антона Чехова получил семь номинаций на премию «Золотая маска». Впрочем, я на показ пошла не из-за каста или режиссера, а просто потому, что до этого года спектакли Театра наций в Томске увидеть не было никакой возможности.
От самой постановки у меня смешанные впечатления.
Тимофей Кулябин пошел на сближение места действия пьесы с нашей реальностью: Иванов у него теперь сотрудник какого-то ведомства в городе N, его университетский товарищ Лебедев — местный депутат. Из усадьбы семейство Ивановых переехало в квартиру в многоэтажке, с домофоном и маленьким балкончиком. По идее, все это должно сделать персонажа ближе к зрительницам. Но из-за смены времени действия некоторые моменты выглядят натянутыми как сова на глобус: например, почему врач-онколог ходит к Анне домой каждый день, если у Иванова нет денег банально на жизнь.
Тем более неестественным становится конфликт из-за происхождения Ани-Сары: мне сложно себе представить в наше время еврейскую семью, которая отрекается от дочери из-за того, что она выходит замуж за русского. Ну допустим, это ортодоксальные евреи, а они вообще есть в России и как у них все устроено в плане браков? Такой себе момент. В целом поведение Ани и Саши как будто выдернуто из позапрошлого века: жена госслужащего не работает, дочь депутата застряла в родном городе, и у нее как будто бы нет женихов. Вместе они маются от безделья и находят спасение в любви к этому несчастному Иванову.
Не верю. Если уж переносить место и время действия в наши дни, надо и поведение героинь хоть немного подкорректировать с поправкой на семьдесят лет советской власти, перестройку и двухтысячные. При этом мать и отец Саши вполне вписываются: слабохарактерный тихий алкоголик и его неудовлетворенная жена, которая фактически строит благосостояние семьи, и не дает мужу пропить все до трусов. Вообще вся линия со старшими Лебедевыми и их друзьями, включая день рождения Саши, прекрасна. Она построена на стереотипах об определенном круге выходцев из СССР, и вполне реалистична при этом.
И вот значит весь этот цирк строится вокруг одного персонажа: Николая Иванова. Евгений Миронов, конечно, одна из лучших кандидатур, которые можно было придумать. Он мастерски играет человека настолько же мягкого, насколько прилипчивого. Слабый человек, лишенный стержня, и пьеса так и не показывает ни одной его хорошей стороны. По идее, откровенность, искренность Иванова и его рефлексия над своими поступками и мыслями должна вызывать у зрительниц сочувствие к персонажу. На деле ощущаешь гадливость и желание отдернуть руку, пока этот клещ и к тебе не присосался.
А Иванов именно что эмоциональный клещ. Он вроде и не хочет никому зла, и в то же время не делает никаких шагов, чтобы остановиться. Его бесконечное нытье в какой-то момент заставляет задать впорос: а что в нем нашла жена? Ну ладно, можно предположить, с большой натяжкой, что на момент знакомства он был иным. Но что в нем нашла Александра? В мужчине с очевидными психологическими проблемами в два раза старше себя? Сам герой ей в какой-то момент говорит, что это не любовь, а желание спасти утопающего и наивный героизм, а еще упрямство. Говорить-то говорит, а не уходит, предлагает Саше сделать первый шаг.
Самобичевание героя все время заканчивается тем, что он перетягивает на себя все внимание. Никаких решительных действий, перемен за сеансами покаяния не следует, только новый виток эмоционального насилия: Иванов приходит, портит всем настроение, жалуется, просит его наказать, оставить, потом затухает. И в следующий раз все повторяется по новой. Уйти от него можно только в могилу. Даже самовыпилиться герой не в состоянии, и только случайность спасает Александру от брака, в котором она скорее всего кончила бы ровно как предыдущая жена Иванова.
Я так и не уловила, в чем та особенная совестливость главного героя, о которой много говорил в интервью Евгений Миронов. В том, что Иванов бесконечно говорит о своих пороках? Что он вообще способен увидеть в себе все самое темное, а остальные якобы нет? Ну так дядя Иванова прекрасно понимает, что поступает некошерно с Булочкой, и находит в себе силы разорвать помолвку. Дядя не совестливый? Лебедев-старший в пьесе вообще ни одного плохого поступка не совершает, кроме того, что запойный алкоголик. Более того, он пытается помочь дочери не совершить ошибку, не выйти замуж.
В общем, такое. Прекрасные актерские работы, есть пара интересных решений. Но в целом помер Иванов, да и хрен с ним.
источник |
От самой постановки у меня смешанные впечатления.
Тимофей Кулябин пошел на сближение места действия пьесы с нашей реальностью: Иванов у него теперь сотрудник какого-то ведомства в городе N, его университетский товарищ Лебедев — местный депутат. Из усадьбы семейство Ивановых переехало в квартиру в многоэтажке, с домофоном и маленьким балкончиком. По идее, все это должно сделать персонажа ближе к зрительницам. Но из-за смены времени действия некоторые моменты выглядят натянутыми как сова на глобус: например, почему врач-онколог ходит к Анне домой каждый день, если у Иванова нет денег банально на жизнь.
Тем более неестественным становится конфликт из-за происхождения Ани-Сары: мне сложно себе представить в наше время еврейскую семью, которая отрекается от дочери из-за того, что она выходит замуж за русского. Ну допустим, это ортодоксальные евреи, а они вообще есть в России и как у них все устроено в плане браков? Такой себе момент. В целом поведение Ани и Саши как будто выдернуто из позапрошлого века: жена госслужащего не работает, дочь депутата застряла в родном городе, и у нее как будто бы нет женихов. Вместе они маются от безделья и находят спасение в любви к этому несчастному Иванову.
Не верю. Если уж переносить место и время действия в наши дни, надо и поведение героинь хоть немного подкорректировать с поправкой на семьдесят лет советской власти, перестройку и двухтысячные. При этом мать и отец Саши вполне вписываются: слабохарактерный тихий алкоголик и его неудовлетворенная жена, которая фактически строит благосостояние семьи, и не дает мужу пропить все до трусов. Вообще вся линия со старшими Лебедевыми и их друзьями, включая день рождения Саши, прекрасна. Она построена на стереотипах об определенном круге выходцев из СССР, и вполне реалистична при этом.
И вот значит весь этот цирк строится вокруг одного персонажа: Николая Иванова. Евгений Миронов, конечно, одна из лучших кандидатур, которые можно было придумать. Он мастерски играет человека настолько же мягкого, насколько прилипчивого. Слабый человек, лишенный стержня, и пьеса так и не показывает ни одной его хорошей стороны. По идее, откровенность, искренность Иванова и его рефлексия над своими поступками и мыслями должна вызывать у зрительниц сочувствие к персонажу. На деле ощущаешь гадливость и желание отдернуть руку, пока этот клещ и к тебе не присосался.
А Иванов именно что эмоциональный клещ. Он вроде и не хочет никому зла, и в то же время не делает никаких шагов, чтобы остановиться. Его бесконечное нытье в какой-то момент заставляет задать впорос: а что в нем нашла жена? Ну ладно, можно предположить, с большой натяжкой, что на момент знакомства он был иным. Но что в нем нашла Александра? В мужчине с очевидными психологическими проблемами в два раза старше себя? Сам герой ей в какой-то момент говорит, что это не любовь, а желание спасти утопающего и наивный героизм, а еще упрямство. Говорить-то говорит, а не уходит, предлагает Саше сделать первый шаг.
Самобичевание героя все время заканчивается тем, что он перетягивает на себя все внимание. Никаких решительных действий, перемен за сеансами покаяния не следует, только новый виток эмоционального насилия: Иванов приходит, портит всем настроение, жалуется, просит его наказать, оставить, потом затухает. И в следующий раз все повторяется по новой. Уйти от него можно только в могилу. Даже самовыпилиться герой не в состоянии, и только случайность спасает Александру от брака, в котором она скорее всего кончила бы ровно как предыдущая жена Иванова.
Я так и не уловила, в чем та особенная совестливость главного героя, о которой много говорил в интервью Евгений Миронов. В том, что Иванов бесконечно говорит о своих пороках? Что он вообще способен увидеть в себе все самое темное, а остальные якобы нет? Ну так дядя Иванова прекрасно понимает, что поступает некошерно с Булочкой, и находит в себе силы разорвать помолвку. Дядя не совестливый? Лебедев-старший в пьесе вообще ни одного плохого поступка не совершает, кроме того, что запойный алкоголик. Более того, он пытается помочь дочери не совершить ошибку, не выйти замуж.
В общем, такое. Прекрасные актерские работы, есть пара интересных решений. Но в целом помер Иванов, да и хрен с ним.