Хелен Келлер родилась глухонемой, а в полтора года потеряла еще и зрение. Родители возили дочь по всем врачам, но безуспешно. Зрение не возвращалось, навыков работы с детьми в таком состоянии у родителей не было. Ребенок постепенно становился все более диким, ее поведение стало опасным для нее самой. Родители задумались о том, чтобы сдать девочку в лечебницу для психически больных детей.
Но в последней отчаянной надежде повезли ее к доктору, который вроде как возвращал зрение даже в самых тяжелых случаях. Помочь он не смог, однако посоветовал родителям нанять учительницу, чтобы научить Хелен общаться с внешним миром. Так в доме Келлеров появилась мисс Салливан.
Крепкая с точки зрения сюжета история о том, как просвещение победило невежество.
Спектакль выдержан в фиолетовых тонах — как пишут по всех анонсах к спектаклю, это последний цвет, который запоминают люди, потерявшие зрение. Чтобы передать опыт взаимодействия слепоглухонемого человека с окружающим миром, художник-постановщик использовал прием с ширмами, имитирующими стекло.
Сознание Хелен бьется в стеклянной клетке, а родители стоят снаружи и обсуждают, сохранился ли интеллект внутри человека, лишенной трех из пяти средств восприятия. Более того, невидимая, но непроницаемая граница стоит и между членами семьи: Келлеры не слышат друг друга, других людей, мисс Салливан.
В центре повествования оказывается два женских персонажа, что редкость в наши дни. Загораев выстраивает постановку таким образом, что остальные участник постоянно кружат на расстоянии, а в центре то сама Хелен, то ее учительница, а в итоге они вместе. Главная нагрузка по монологам тут ложится на Наталью Гитлиц, зато у Ланы Девяшиной большой простор для пластики и мимики.
Это кстати интересно: слепоглухонемую девочку играет девушка без нарушений зрения, речи или слуха. Мы не ставим под сомнение способность Девяшиной сыграть такую роль, но задумывался ли кто-нибудь взять исполнительницу с аналогичными особенностями? Насколько это вообще возможно в нынешних условиях?
Как обычно, много интересного я увидела с точки зрения фемоптики в спектакле. Энн Салливан оказывается на пересечение сразу нескольких форм дискриминации: она женщина, она молода, у нее самой есть проблемы со зрением. Для семьи Келлеров она не совсем человек, учитывая, что свою собственную дочь они воспринимают как животное.
Капитан Келлер тяжело переживает болезнь дочери. Но это не мешает ему постоянно воевать с Хелен за внимание жены и требовать горячих ужинов вовремя, то есть когда он хочет. Келлер-младший вовсе предлагает сдать сводную сестру в приют для душевнобольных, из гуманизма. И по сюжеты они вовсе не садисты, и не плохие люди. Но своя рубашка ближе к телу.
Единственная, кто готова бороться за Хелен до конца, это мать. Но и она настолько замотана бытом, что способна только любить, не подключая рациональное начало. Интересно, что у Келлеров всего одна служанка, а младенцев фактически двое: Хелен нуждается в особом уходе, есть еще совсем маленькая дочь.
Это можно было бы списать на нехватку актеров, но так как пьеса написана на основе реальных фактов, я думаю, у капитана Келлера просто не возникло мысли помочь жене, а у нее — попросить помощи. За отношением Келлеров к дочери и друг к другу встает общее мироустойство того времени, абсолютно недружелюбное ни для кого, кроме здоровых белых мужчин.
Спектакль хороший. Крепкий сюжет, интересные световые и сценические решения, пластика Девяшиной, актерская игра Натальи Гитлиц. Я только не поняла, почему возрастной ценз 16+, что в спектакле такого, чего нельзя показать детям до 16? Мысль, что все люди имеют право на нормальное отношение, образование и самоопределение?
Если вы живете в Северске или у вас есть пропуск, настоятельно рекомендую сходить на эту постановку.
источник: Северский театр для детей и юношества |
Крепкая с точки зрения сюжета история о том, как просвещение победило невежество.
Спектакль выдержан в фиолетовых тонах — как пишут по всех анонсах к спектаклю, это последний цвет, который запоминают люди, потерявшие зрение. Чтобы передать опыт взаимодействия слепоглухонемого человека с окружающим миром, художник-постановщик использовал прием с ширмами, имитирующими стекло.
Сознание Хелен бьется в стеклянной клетке, а родители стоят снаружи и обсуждают, сохранился ли интеллект внутри человека, лишенной трех из пяти средств восприятия. Более того, невидимая, но непроницаемая граница стоит и между членами семьи: Келлеры не слышат друг друга, других людей, мисс Салливан.
В центре повествования оказывается два женских персонажа, что редкость в наши дни. Загораев выстраивает постановку таким образом, что остальные участник постоянно кружат на расстоянии, а в центре то сама Хелен, то ее учительница, а в итоге они вместе. Главная нагрузка по монологам тут ложится на Наталью Гитлиц, зато у Ланы Девяшиной большой простор для пластики и мимики.
Это кстати интересно: слепоглухонемую девочку играет девушка без нарушений зрения, речи или слуха. Мы не ставим под сомнение способность Девяшиной сыграть такую роль, но задумывался ли кто-нибудь взять исполнительницу с аналогичными особенностями? Насколько это вообще возможно в нынешних условиях?
Как обычно, много интересного я увидела с точки зрения фемоптики в спектакле. Энн Салливан оказывается на пересечение сразу нескольких форм дискриминации: она женщина, она молода, у нее самой есть проблемы со зрением. Для семьи Келлеров она не совсем человек, учитывая, что свою собственную дочь они воспринимают как животное.
Капитан Келлер тяжело переживает болезнь дочери. Но это не мешает ему постоянно воевать с Хелен за внимание жены и требовать горячих ужинов вовремя, то есть когда он хочет. Келлер-младший вовсе предлагает сдать сводную сестру в приют для душевнобольных, из гуманизма. И по сюжеты они вовсе не садисты, и не плохие люди. Но своя рубашка ближе к телу.
Единственная, кто готова бороться за Хелен до конца, это мать. Но и она настолько замотана бытом, что способна только любить, не подключая рациональное начало. Интересно, что у Келлеров всего одна служанка, а младенцев фактически двое: Хелен нуждается в особом уходе, есть еще совсем маленькая дочь.
Это можно было бы списать на нехватку актеров, но так как пьеса написана на основе реальных фактов, я думаю, у капитана Келлера просто не возникло мысли помочь жене, а у нее — попросить помощи. За отношением Келлеров к дочери и друг к другу встает общее мироустойство того времени, абсолютно недружелюбное ни для кого, кроме здоровых белых мужчин.
Спектакль хороший. Крепкий сюжет, интересные световые и сценические решения, пластика Девяшиной, актерская игра Натальи Гитлиц. Я только не поняла, почему возрастной ценз 16+, что в спектакле такого, чего нельзя показать детям до 16? Мысль, что все люди имеют право на нормальное отношение, образование и самоопределение?
Если вы живете в Северске или у вас есть пропуск, настоятельно рекомендую сходить на эту постановку.