8 марта 2018 г.

Женщина есть, а слова нет

Как все женское вытесняют из сферы публичного, вынуждая нас бороться даже за право идентифицировать себя как женщин.


Пошли с приятельницами на показ новой коллекции одежды нашей общей знакомой. В зале преимущественно женщины всех возрастов и ничтожно малое количество мужчин. Ведущий обращается к залу исключительно в мужском роде. Диссонанс, мне режет ухо это обращение. Потому что оно абсолютно не соответствует действительности. В крайнем случае можно было извернуться и говорить дамы и господа, обращаясь во множественном числе. Но нет. В мужском роде и точка.

Местный театр берет мой пост из блога и ставит в своем паблике с подписью «Рады, когда постоянные зрители проекта считают». Я в комментариях скромно пишу «зрительницы», администрация паблика исправляется. Ну, эти хоть реагируют на критику, в паблике небезызвестной томской компании ТВ-2 мне как-то журналистка написала, что не будет писать в статье об акции Я не боюсь сказать слова «участницы», потому что по правилам русского языка мужской род общеупотребительный, а женский нет.

Наблюдали ли вы когда-нибудь, чтобы кто-то брал слова мужчины и подписывал их «Рады, когда постоянные зрительницы проекта считают»? Мужчинам никогда не меняют пол в письменной или устной речи. Женщин постоянно пытаются наделить метафизическим членом, даже если он им не нужен. Яркий тренд последних лет — отказ даже от устоявшихся феминитивов, причем зараза распространилась среди самих женщин, и многие уже говорят о себе и других в мужском роде. Моя стоматологиня говорит «мой помощник», имея в виду ассистирующую ей медсестру.

Дошло до того, что классическую фразу «дамы и господа» многие обрубили, оставив одних господ. Прекрасный индикатор отношения к аудитории, кстати.

Я считаю, это яркий признак вытеснения женского из публичного пространства. Нет слова — нет человека. Причем слова типа медсестра, уборщица, нянечка, а также уничижительные училка, воспиталка и врачиха никуда из речи не уходят. А вот журналистка, зрительница, покупательница, астронавтка, учительница, воспитательница, преподавательница, аспирантка, и многие другие бессовестно из речи затираются. Я уж не говорю о профессоршах и авторках, у людей прям пена изо рта прет в ответ на использование этих слов.

Получается, что если ты родилась женщиной и идентифицируешь себя как женщину, то у тебя два пути. Либо смириться с тем, что частично твоя репрезентация в публичном поле будет происходить через мужской дискурс, отсутствие феминитива для твоей профессии, определение тебя от противного «не такая, как остальные бабы», «ведешь себя по-мужски», «у тебя есть яйца». Либо бороться буквально каждый день за право не только быть женщиной, но и позиционировать себя как женщину, пользоваться языком для репрезентации в публичной сфере, и не получать при этом обвинения в стремлении «выделиться».

Когда мужчина называет себя мужчиной и говорит о себе в мужском роде, он реализует свое неотъемлемое право. Когда женщина называет себя женщиной и говорит о себе в женском роде, она якобы захватывает чужое пространство и еще должна доказать, что она правда женщина, а не просто так.