С 13 по 17 февраля в томском Театре юного зрителя работает лаборатория «Маленький театр». Это проект международного фестиваля бэби-спектаклей «Кукуся» при поддержке швейцарского совета по культуре Про Гельвеция. Четыре дня артисты театра под руководством приглашенных режиссерок: Жюли Аннен (Швейцария) и Александры Ловянниковой (Москва) изучают, что такое бэби-театр и как играть для самых маленьких зрителей.
Итогом лаборатории станут два эскиза. А я сегодня побывала на открытой встрече с гостями ТЮЗа: арт-директоркой фестиваля «Кукуся» Варварой Коровиной, Жюли Аннен и Александрой Коровиной. Нам показали пару российских и зарубежных постановок для детей, рассказали о жанре бэби-театра и просто о разном в мире детского театра, что есть в Европе и пока что нет у нас.
Бэби-театр — относительно новое явление для России и довольно развитое в Европе. Это спектакли для самых маленьких, от шести месяцев. Постановки для бэби-театра либо обыгрывают известные пьесы: Шекспир хорошо идет у двухлеток, либо используют новый материал. В центре истории может быть как актер, так и неодушевленные предметы. Например, нам показали записи итальянского спектакля о мужчине и его друге солнечном лучике и немецкого о воде.
Жюли Аннен в 2005 году закончила кино- и театральную школу в Брюсселе, одна из первых получила степень по работе с бэби-театром. По ее словам, особенность жанра в том, что он рассчитан на все органы узнавания мира, опирается на комплексную природу восприятия ребенка. Он предъявляет больше требований к актерам и режиссерам, он сложный.
Александра Ловянникова — выпускница РАТИ (ГИТИС), работает в Москве, ставит детские спектакли в театрах Домик Фанни Белл и Избушка Family. Она училась бэби-театру на практике, и говорит, что многие вещи можно понять только на своем опыте. Например, в бэби-театре зачастую нет четкой границы между залом и сценой. Липкая лента лучше проводит эту границу, чем веревка. Потому что движимый предмет дети легко утянут за собой.
Кроме того, в спектаклях Александры есть интерактивная часть: первые тридцать минут дети только смотрят историю, после перерыва двадцать минут мастерят поделки из бумаги под руководством артистов. Жюли Аннен говорит, что в бельгийских театрах в свое время была даже борьба между детскими театрами старой формации, которые считали интерактив ненужным, и новыми, готовыми делать это. А сейчас остались уже совсем молодые театры, которые понимают, что без интерактивной части в бэби-театре никуда.
Есть в театре для самых маленьких и свои правила: если ты что-то поняла раньше ребенка, скажи ему. В обратную сторону тоже работает, кстати. Если ребенок плачет, всегда можно встать, выйти и вернуться, когда он успокоится.
По словам Жюли Аннен, в Европе уже выросло поколение людей, для которых театр стал частью жизни с раннего детства. И сейчас именно эти люди составляют костяк аудитории бэби-театров, а их дети соответственно переходят в детский, подростковый и взрослый театр. В России аудитория молодых обеспеченных родителей, для которых важно проводить время со своими детьми, также присутствует, и с ней активно работают. Но к сожалению, пока только в Москве и в немногих городах в регионах: Новосибирск, Красноярск уже принимали участие в аналогичных лабораториях.
В Томске познакомиться с бэби-театром можно 17 февраля. Александра Ловянникова и Жюли Аннен представят эскизы, разработанные томскими артистами под их руководством, в субботу. Начало первого спектакля в 16-30, второго в 18-00, стоимость билета 200 рублей.
слева направо: Жюли Аннен, Варвара Коровина и Александра Ловянникова. фото: ТЮЗ |
Бэби-театр — относительно новое явление для России и довольно развитое в Европе. Это спектакли для самых маленьких, от шести месяцев. Постановки для бэби-театра либо обыгрывают известные пьесы: Шекспир хорошо идет у двухлеток, либо используют новый материал. В центре истории может быть как актер, так и неодушевленные предметы. Например, нам показали записи итальянского спектакля о мужчине и его друге солнечном лучике и немецкого о воде.
Жюли Аннен в 2005 году закончила кино- и театральную школу в Брюсселе, одна из первых получила степень по работе с бэби-театром. По ее словам, особенность жанра в том, что он рассчитан на все органы узнавания мира, опирается на комплексную природу восприятия ребенка. Он предъявляет больше требований к актерам и режиссерам, он сложный.
— Для меня бэби-театр это приглашение. Это не педагогика. Это не учить чему-то, а делить нечто с ребенком. Если уж решать, кто чему кого должен учить, то дети могут нас научить большему.
Александра Ловянникова — выпускница РАТИ (ГИТИС), работает в Москве, ставит детские спектакли в театрах Домик Фанни Белл и Избушка Family. Она училась бэби-театру на практике, и говорит, что многие вещи можно понять только на своем опыте. Например, в бэби-театре зачастую нет четкой границы между залом и сценой. Липкая лента лучше проводит эту границу, чем веревка. Потому что движимый предмет дети легко утянут за собой.
— Я делаю спектакли, которые интересны мне. И стараюсь, чтобы они были интересны детям с родителями. На самом деле я думаю, что слово «с родителями» очень важное, потому что маленькие дети в одиночку в театр не ходят. И по хорошему должны быть шутки, понятные родителям.
Кроме того, в спектаклях Александры есть интерактивная часть: первые тридцать минут дети только смотрят историю, после перерыва двадцать минут мастерят поделки из бумаги под руководством артистов. Жюли Аннен говорит, что в бельгийских театрах в свое время была даже борьба между детскими театрами старой формации, которые считали интерактив ненужным, и новыми, готовыми делать это. А сейчас остались уже совсем молодые театры, которые понимают, что без интерактивной части в бэби-театре никуда.
Есть в театре для самых маленьких и свои правила: если ты что-то поняла раньше ребенка, скажи ему. В обратную сторону тоже работает, кстати. Если ребенок плачет, всегда можно встать, выйти и вернуться, когда он успокоится.
По словам Жюли Аннен, в Европе уже выросло поколение людей, для которых театр стал частью жизни с раннего детства. И сейчас именно эти люди составляют костяк аудитории бэби-театров, а их дети соответственно переходят в детский, подростковый и взрослый театр. В России аудитория молодых обеспеченных родителей, для которых важно проводить время со своими детьми, также присутствует, и с ней активно работают. Но к сожалению, пока только в Москве и в немногих городах в регионах: Новосибирск, Красноярск уже принимали участие в аналогичных лабораториях.
В Томске познакомиться с бэби-театром можно 17 февраля. Александра Ловянникова и Жюли Аннен представят эскизы, разработанные томскими артистами под их руководством, в субботу. Начало первого спектакля в 16-30, второго в 18-00, стоимость билета 200 рублей.