14 декабря 2017 г.

Star Wars: The Last Jedi, 2017 год

Первый орден наступает, Сопротивление терпит одно поражение за другим. Финн лежит в лечебной капсуле, Рэй пытается вернуть Люка домой, Лея Органа из последних сил удерживает строй среди подчиненных. По одержим идеей запрыгнуть в истребитель и разбомбить что-нибудь, Хакс и Кайло соревнуются за внимание и одобрение Сноука, но всем понятно: грядет буря.


Восьмой эпизод поразил меня неторопливым, но цельным повествованием, наличием неожиданно чувственной линии между двумя персонажами, а еще сочетанием вдумчивого рассуждения о природе и сути победы и рядом ярких, великолепно снятых боев в космосе и на поверхности планеты. Рецензия ТОЛЬКО ДЛЯ ПОСМОТРЕВШИХ, СПОЙЛЕРЫ!

Мне всегда сложно писать что-то сразу после просмотра, но эмоции и первые впечатления — самое ценное для тематического блога, поэтому я взяла себя в руки, села и написала. 

Восьмой эпизод бросает тебя из воодушевляющей сцены в момент, где ты в очередной раз остро почувствуешь, в каком хрупком равновесии вечно находится эта несчастная далекая-далекая галактика. Сила всегда на стороне зла, Сопротивление вечно ограничено в ресурсах, убегает, прячется, огрызается из последних сил. Эта обреченность и осознание бойцами Сопротивления, что они, возможно, никогда не увидят счастливого исхода, перешла из Изгоя прямиком в восьмой эпизод основной линии, хотя время действия разное.

При этом Дисней делает серьезную заявку на повышение возрастного ценза уже тем, что вкладывает в диалоги персонажей рассуждения об источниках поставок оружия, например. По сути, и Первый орден, и Сопротивление давно стали для планет Галактики чем-то вовне, двумя группировками, которые решают своим конфликты там, наверху. Пока внизу продолжается жизнь: бедные беднеют, богатые богатеют, в городах яркий свет, в шахтах нищета и безысходность. И единицы думают не о текущем, а смотрят в будущее.

Для демонстрации этой идеи не зря выбирают Финна: как бывший солдат Первого ордена, он склонен идеализировать Сопротивление, думает, что сейчас все побегут, сделают что-нибудь героическое и всех спасут. А вместо этого он сталкивается с рядом ситуаций, когда непродуманные решения, его в том числе, губят близких ему людей. Опять же, зачем в сюжет вводят Роуз (Келли Мари Трэн)? Она воплощает собой солдатов Сопротивления, о которых редко вспоминают, когда дело сделано.

В руководстве партизан тоже не все гладко. Если в седьмом эпизоде героика По Дамерона не ставилась под сомнение, то в восьмом Лея Органа уже всерьез задумывается о последствиях героизма отдельных пилотов. Лея и ее соратницы выбирают новый путь для Сопротивления: исход до времени, когда появятся новые союзники. А По фактически губит операцию своим безрассудным, безответственным отношением к ситуации. Это интересный финт ушами для серии, где по сути всегда все основывалось на героике белого мужчины.

Смещают с поста легенды, а точнее — меняют вектор развития, даже для старейшего персонажа, Люка Скайуокера. Его отношения с Беном Соло, его взгляд на жизнь после ухода из джедайства вообще, и конечно его финальная битва с бывшим учеником идут против устоявшихся норм сериала. Нет больше героев и антигероев, есть много запутавшихся, слабых, местами резких и несдержанных людей, совершающих ошибки и оступающихся на ровном месте. Но как говорит Йода, «мы те, кого должны превзойти».

В целом, на втором плане разворачивается интересная тема переосмысления роли Сопротивления и отдельных людей внутри него. На первый план выходит система управления, при которой важен каждый солдат, где главный ресурс — люди, и командование понимает это, и старается не выиграть бой любой ценой, а сохранить как можно больше жизней. Если в Изгое и вообще предыдущих частях народ кидали в топку пачками ради победы, то в восьмом эпизоде главная миссия — сохранить людей ради будущего.

Ну и наконец пара Кайло-Рэй. Про них можно отдельную рецензию написать. 

Мы все понимаем, что для нормального развития сюжета о борьбе двух сильных характеров, где гендерный момент играет огромную роль, они не могли быть братом и сестрой. Вся соль отношений Кайло и Рэй именно в том, что они одновременно похожи и представляют разные стороны Силы, их и тянет друг к другу, и они чувствуют опасность в другом. Просто Рэй предлагает Кайло сотрудничество, а он не оставляется ей выбора. По его мысли, Рэй должна либо подчиниться, либо умереть. 

Эта внешняя сторона сопровождается сильнейшим сексуальным подтекстом. Чувственность эпизодов с участием только этих персонажей зашкаливает. И я очень рада, что Рэй уходит от Кайло, когда понимает, что никаких ее усилий не хватит увести парня с Темной стороны. Он делает свой выбор, она отсекает все контакты и идет дальше. Несмотря на все чувства, боль, и тайное желание остаться с тем, кого на читала таким же одиночкой, и который оттолкнул ее в критически важный момент необдуманными словами.

Диалог Кайло и Рэй о ее происхождении вообще критически важен в этой истории. Стоило Кайло прикусить язык и не называть Рэй никем, ничтожеством — и она, возможно, задумалась о том, чтобы остаться с ним. Но Кайло важнее было показать преимущества, которые по его мнению Рэй получила бы, останься на Темной стороне, чем подумать, а не ранят ли его слова девушку. Героиня не хочет быть никем, а все, что предлагает ей герой — стать его тенью. Конечно, она выбирает идти дальше и искать свой путь.

Меня радует, что в восьмом эпизоде окончательно ушли от истории, когда представитель Светлой стороны силы бился с подчиненным главаря Темной. Кайло стал единственным и полноправным правителем, он формально уничтожил осколки прошлого и взялся строить свой мир. А Рэй ему противостоит. И все же... я все понимаю про Инь и Янь, но доживу ли я до времен, когда темную сторону Силы в Звездных войнах возглавит характерная антагонистка с тяжелой судьбой, а Светлую — мальчик-идеалист с горящим сердцем? 

Добавили новых симпатичных зверюшек на третьем плане, персонаж Бенисио Дель Торо прекрасный, да и вообще по уровню юмора восьмая часть франшизы ближе к последним фильмам Марвел, что не портит фильм. Съемки шикарные: вступительная битва кораблей Ордена и Сопротивления, таран флагмана Первого ордена пустым кораблем с капитаном на борту, финальный бой у последней базы повстанцев. Эпизод шикарный, смотреть в аймаксе обязательно. Я, пожалуй, еще схожу на следующей неделе в обычном формате посмотрю.