С 1920 по 1932 год в алтайской коммуне «Майское утро» школьный учитель Адриан Митрофанович Топоров проводил открытые чтения российской и зарубежной классики. На эти чтения собиралась вся коммуна, они помогли людям выжить в бандитские и голодные 20-е годы. Из коммуны впоследствии вышел советский космонавт Герман Титов.
По мотивам своей просветительской деятельности Адриан Топоров написал книгу «Крестяне о писателях», а томский Театр юного зрителя под руководством режиссера Дмитрия Егорова поставил трехчасовой спектакль о судьбе настоящего учителя в стране, где между просвещением и образованием до сих пор лежит огромная пропасть.
Томским зрительницам Егоров знаком по постановке «Победители». В новом спектакле основной каркас тот же: монологи плюс полифоничное действие, где ни один актерский голос не выбивается из общей массы, и зрительский взгляд сосредоточен скорее на содержании, чем игре отдельных людей.
По сюжету действие разворачивается в деревенской школе, так что играют спектакль на малой сцене. Ограниченная деревянным задником, она создает ощущение замкнутого пространства, где люди при этом чувствуют себя свободнее, чем во внешнем мире. Три часа мы наблюдаем, как коммунары и коммунарки знакомятся с творчеством классиков и современных им писателей, и выносят свои суждения о литературе.
Рассказывать об этом спектакле незачем, я рекомендую просто сходить и посмотреть. С одной стороны, «Крестьяне о писателях» и правда вдохновляющая история о просветительстве, подвижничестве, добросовестном выполнении своих служебных обязанностей и призвании. С другой, с самого начала понятно, что свобода постреволюционных 20-х обернулась железными 30-ми, и «Майское утро» долго не протянуло.
Интересно, что на протяжении всего повествования Топров не раз и не два рассказывает, как при помощи административного ресурса боролся с невеждами и вредителями среди местных алтайских бюрократов. Но когда его самого начинают прессовать по той же схеме, у него это вызывает недоумение: как же так, он-то служил обществу. То есть человек, похоже, не отрефлексировал один момент: виновным мог стать каждый.
Сам Топоров сравнительно легко отделался, и он в воспоминаниях честно признается: да, почувствовал облегчение, получив «всего» пять лет лагерей. В Сибирь он еще вернется, но конечно суд и лагеря оставят след в его судьбе, и прежним человеком он уже не станет. Однако его работа в коммуне поможет многим людям и незаметно даст старт судьбе Германа Титова, который родился в семье бывших слушателей Топорова.
К минусам отнесу затянутость спектакля. Мы с подругой сошлись во мнении, что Егорову просто не хватает хорошего редактора, который бы резал, и резал, и резал. Первое действие начинается с совершенно лишнего введения, во втором чересчур много Пушкина и Есенина, третье действие жутко затянутое. Обрежь все лишнее, и получился бы отличный двухчасовой спектакль. А так три часа мучений на неудобных стульях.
На обсуждение мы уже не остались, потому что в Томске они всегда проходят как под копирку, и слушать шиканье местных «критиков» мне надоело. Но о походе не жалею, и настоятельно рекомендую потратить один вечер на поход в театр.
По мотивам своей просветительской деятельности Адриан Топоров написал книгу «Крестяне о писателях», а томский Театр юного зрителя под руководством режиссера Дмитрия Егорова поставил трехчасовой спектакль о судьбе настоящего учителя в стране, где между просвещением и образованием до сих пор лежит огромная пропасть.
Томским зрительницам Егоров знаком по постановке «Победители». В новом спектакле основной каркас тот же: монологи плюс полифоничное действие, где ни один актерский голос не выбивается из общей массы, и зрительский взгляд сосредоточен скорее на содержании, чем игре отдельных людей.
По сюжету действие разворачивается в деревенской школе, так что играют спектакль на малой сцене. Ограниченная деревянным задником, она создает ощущение замкнутого пространства, где люди при этом чувствуют себя свободнее, чем во внешнем мире. Три часа мы наблюдаем, как коммунары и коммунарки знакомятся с творчеством классиков и современных им писателей, и выносят свои суждения о литературе.
Рассказывать об этом спектакле незачем, я рекомендую просто сходить и посмотреть. С одной стороны, «Крестьяне о писателях» и правда вдохновляющая история о просветительстве, подвижничестве, добросовестном выполнении своих служебных обязанностей и призвании. С другой, с самого начала понятно, что свобода постреволюционных 20-х обернулась железными 30-ми, и «Майское утро» долго не протянуло.
Интересно, что на протяжении всего повествования Топров не раз и не два рассказывает, как при помощи административного ресурса боролся с невеждами и вредителями среди местных алтайских бюрократов. Но когда его самого начинают прессовать по той же схеме, у него это вызывает недоумение: как же так, он-то служил обществу. То есть человек, похоже, не отрефлексировал один момент: виновным мог стать каждый.
Сам Топоров сравнительно легко отделался, и он в воспоминаниях честно признается: да, почувствовал облегчение, получив «всего» пять лет лагерей. В Сибирь он еще вернется, но конечно суд и лагеря оставят след в его судьбе, и прежним человеком он уже не станет. Однако его работа в коммуне поможет многим людям и незаметно даст старт судьбе Германа Титова, который родился в семье бывших слушателей Топорова.
К минусам отнесу затянутость спектакля. Мы с подругой сошлись во мнении, что Егорову просто не хватает хорошего редактора, который бы резал, и резал, и резал. Первое действие начинается с совершенно лишнего введения, во втором чересчур много Пушкина и Есенина, третье действие жутко затянутое. Обрежь все лишнее, и получился бы отличный двухчасовой спектакль. А так три часа мучений на неудобных стульях.
На обсуждение мы уже не остались, потому что в Томске они всегда проходят как под копирку, и слушать шиканье местных «критиков» мне надоело. Но о походе не жалею, и настоятельно рекомендую потратить один вечер на поход в театр.