Пусть прочитанные мною книги вспоминаются не чаще, чем съеденная мною еда, но они меня сотворили (с)В этом году я поставила эксперимент: читала только книги женского авторства, желательно с женщиной в качестве главной героини. Ни количество, ни качество чтения не пострадало.
На случай, если вы не читаете мой телеграм-канал Читательский дневник, собрала заметки о прочитанном за год в один большой обзор. Триллер о пропавшей дочери, роман о любви через всю жизнь, сборник мистических рассказов о жизни в приморской деревне и детские воспоминаний советской девочки.
В обзор вошли только те книги, о которых я писала отзывы. Как обычно, нашлись книги, о которых либо невозможно сказать ничего связного, либо просто нечего сказать.
Дочь, Джейн Шемилт. Одна из тех книг, которые эксплуатируют старую как Твин Пикс тему о школьнице с тайной жизнью и большими секретами. Только на этот раз фокус на матери пропавшей девочки: что она переживает, как справляется с горечью утраты, ищет ли причины или сразу начинает винить себя. Книга очень чайлдфри, если подумать, и mansfree тоже, потому что мораль проста: муж тебя оставит, дети твои пойдут своим путем, а ты останешься крайней в любом случае — будешь ли давать свободы больше, чем ребенок может унести или наоборот, возьмешься контролировать каждый их шаг. Кажется, единственный способ избежать брошенного в твой адрес «ты плохая мать!» — вовсе отказаться от деторождения. Ну или отрастить себе железный дзен и не поддаваться эмоциям ни в какой ситуации. В принципе, в качестве книги выходного дня сойдет. Но многого не ждите: и в оригинале лексика простая явно, упор сделан на содержательную часть, а еще точнее — на описание эмоций героини, а в русском переводе на форму и вовсе забили.
Три желания, Лиана Мориарти. Не знаю, дело в переводе или еще в чем, но книга читалась до ужаса медленно, я так и не смогла войти в устойчивый ритм. С одной стороны сюжет интересный — судьбы тройняшек, каждая из которых вынуждена параллельно со своими личными проблемами вникать и в переживания сестер и матери. Но в то же время эти истории никак не складываются в общую картину, не создается ощущения сопричастности, не проникаешься эмпатией. Суховатое повествование, а темы при этом довольно острые: измена, потеря первенца, долг перед семьей и самой собой. Героини проявляют довольно много неотрефлексированной мизогинии (мне это видно, потому что я сама с собой постоянно борюсь в этом плане). В общем, прочитать можно, но я особо не впечатлена. Мне вообще кажется, что такие истории сильно выигрывают при адаптации под киноязык.
Санаториум, Людмила Петрушевская. Сборник сказок, рассказов и пьес. Ну что сказать — одна из моих любимых писательниц, работает в одном из моих любимых жанров, конечно, мне понравилось. Читать Петрушевскую сложно, потому что она моментами как будто кидает тебе в лицо комок из всей грязи, что скапливается в загнанных обывателях, заставляет их творить ужасные вещи, делать окружающих глубоко несчастными и вообще говнить по полной. Но в другую минуту у авторки случается хорошее настроение, и она пишет настоящую сказку с счастливым концом в стиле «и жили они долго и счастливо». Если вам по душе такого рода эмоциональные качели — рекомендую и прозу, и драматургию Петрушевской. Если предпочитаете нечто более сюжетно строгое, лучше выберите что-нибудь другое.
Морверн Каллар, Алан Уорнер. Неожиданно грустная книга о женщине, которую жизнь перемолола и выплюнула. Предельная концентрация на чувственном опыте, а у героини и нет иных способов восприятия реальности. Ее разум как будто бьется в банке, неспособный подняться над ... да вообще ни на что не способный. И не по причине низкого уровня, а потому что не научен. Прибавьте сюда отличный социальный фон и несколько музыкальных подборок. Читать.
Цель, Дженнифер Фэнер Уэллс. Научно-фантастический роман, чем-то напоминающий Историю твоей жизни Теда Чана. Недалеко от Юпитера обнаружен космический корабль, кажется, необитаемый. Команда специалистов с Земли отправляется к нему, чтобы узнать, что случилось с командой и какую цель преследовали инопланетяне. Но не все окажутся способны вступить в контакт с иной формой жизни, во всяком случае, не каждый захочет. Как обычно, будут драки, взаимное недоверие и много идиотских поступков. Главная героиня — лингвистка с тяжелой судьбой и огромным комом личных проблем доктор Джейн Холлоуэй. Ей предстоит не просто наладить контакт с другой цивилизацией, но стать связующим звеном и спасти человечество. Пафсоно, конечно, но что поделать. В целом неплохой роман на один раз, если закрыть глаза на сексуальную озабоченность главного героя, имеющего виды на Джейн. Честное слово, даже типичный вояка, чуть не угробивший команду, меня не так раздражал, как это постоянно думающий о сексе инженер. Одно хорошо — вместо того, чтобы бросить героиню в объятия к этому простигосподи космическому ромео, авторка позволяет ей отправиться в самое увлекательное путешествие в жизни доктора Холлоуэй. В общем, если у вас есть пара свободных вечеров и настроение почитать что-то легкое, рекомендую. Есть задел на продолжение, и вроде бы скоро на русском выйдет вторая часть.
Секс для науки, наука для секса. Мэри Роуч. Знаете ли вы, что возбужденный самец дикобраза может прыгать на трех лапах, свободной передней стимулируя свои гениталии, а доктор Кинси практиковал уретральное проникновение во время мастурбации (попросту вводил в уретру разные предметы, от коктейльной палочки до зубной щетки)? А вот Мэри Роуч знает эти и еще стопицот других интересных фактов об исследованиях секса с конца 19 века до наших дней. Также она может доступным языком объяснить, почему миссионерская позиция — самая бесперспективная с точки зрения женского оргазма, почему Леонардо Да Винчи плохо представлял себе, как происходит половой акт, и кто придумал пересаживать мужчинам яички обезьяны (Булгаков не с потолка взял эксперименты доктора Преображенского). И обо всем это она пишет в своей книге.
Узнала массу интересных фактов. Во Франции 16 века судили за импотенцию; в моржовом пенисе есть кость, эскимосы называют ее "оосик" и используют вместо дубинки; в США были врачи, лечившие мальчиков от мастурбации, прижигая им пенисы раскаленным стальным прутом; у женщин 3-5 раз за ночь случается клиторальная эрекция в фазе быстрого сна; а в американском английском есть сленговое выражение, обозначающее женскую клиторальную мастурбацию — строчить. Если кто пользовались швейной машинкой, согласятся, что смысл в этом есть. В одной из глав Роуч иронично описывает трогательную мужскую привязанность к яичкам — не только своим, а, например, своего питомца. Идея о кастрации так сильно трогает человеческих самцов за живое, что в год в мире заказывают по 157 000 силиконовых имплантов для домашних животных (в основном псов). Непонятно только, кому от этого становится легче — животному или хозяину.
Но не смотрите, что в книге так много чернушого юмора, там еще куча отсылок к исследованиям в области человеческой сексуальности и масса интересной и полезной информации о женском и мужском оргазме и способах его достижения. А еще Роуч написала несколько книг, в том числе "Обратная сторона космонавтики", и судя по всему, они не менее интересные и юморные, чем про секс. Главный вывод, который можно сделать из этой книги — изучать секс полезнее для здоровья, чем не изучать. Чего стоит рассказ о мужчине, принявшем уретру за влагалище и создавшем своей жене огромные проблемы с мочеиспусканием. С другой стороны, один парень специально расширил себе уретру, чтобы практиковать проникающий секс с партнером в таком положении. В общем, вы поняли, люди способны на странные поступки. Закончу цитатой: "...пенис - корень и стебель вместе — во время совокупления имеет форму бумеранга (Да Винчи изображал его прямым, как палка). Форму, но не траекторию. Если вырвать пенис с корнем и швырнуть в воздух, он в вас не вернется. Скорее он больше не захочет иметь с вами дела — и кто его упрекнет?".
Сборник сказок от Сюзанны Кларк — как скромный дар писательницы фанаткам ее единственного романа с просьбой не расстраиваться. Феминистская сказка о самых свободных женщинах в Англии или фантазия о герцоге Веллингтоне и Застенье выглядят одинаково уместно в одной книге. Легкое летнее блюдо, необязательно к прочтению, но и отказываться не стоит.
Южнорусское Овчарово Лоры Белоиван о жизни дальневосточной деревни. Магический реализм как он есть, много разного о жизни, смерти и жизни после смерти, и жизни в смерти и смерти в жизни, и вообще обо всем, что только может привидеться человеку в утренних сумерках на морском берегу. Реальность так плавно перетекает в вымысел, что понять, где деревенские байки, а где городское восприятие, сложно. Гоголевщина прет с каждой страницы, но в то же время это все-таки не слепое подражание, а своеобразно, наполненное местным колоритом осмысление жанра. Пожалуй, я бы посмотрела сериал по мотивам, но кто ж возьмется за съемки? Южнорусское Овчарово — одна из немногих на моей памяти русскоязычных книг, в которой география места сама собой вырисовывается в голове в процессе чтения. Как будто я там была, мед-пиво пила, да в рот не попало.
Дивная книга истин, Сара Уинман. Второй роман писательницы. Снова история об одиночестве, невыносимой легкости бытия и способности людей поддерживать друг друга даже в минуты, когда кажется, что дальше будет только хуже. Вообще рассказ о целебной силе общения, искренности и способности быть собой, создавать новое, преобразовывать среду вокруг себя. При этом трагизма в книге предостаточно, плюс в этот раз Уинман проехалась по двум темам — расизма и война, что они делают с людьми, как влияют на судьбы. Главная героиня, рожденная при необычных обстоятельствах и всю жизнь выстроившая вопреки, а не по образу, становится центром в истории нескольких молодых людей военного британского поколения, потерянного и разбитого. На стыке сказки и реальности Уинман выстроила новый дивный (прочтете и поймете шутку) мир, в котором возможно всё, а что невозможно — того просто не существует. Мне роман скорее понравился, во всяком случае, я не пожалела о потраченном времени. Не на века, но то, что всем нам необходимо время от времени — надежда и книга с хорошим финалом.
Сеслия Ахерн: Клеймо/Идеал. Антиутопия в двух частях, только в романе Ахерн людям не приходится выживать в условиях постапокалипсиса и бороться за ресурсы на арене. Героиня живет в идеальном мире, с идеальной семьей и лучшим в мире бойфрендом. Она прекрасно знает математику, но и по другим предметам не отстает, хороша собой, ее все любят и уважают. Совершенство.
Но однажды Селестина вступается в автобусе за Заклейменного — одного из тех, кто совершил преступление против морали и нравственности, получил Клеймо и обязан теперь остаток жизни провести в условиях жестких ограничений. Теперь идеальная девочка сама превратилась в преступницу, она осмелилась бросить вызов системе и сказать окружающим — нет морали в том, чтобы бросить человека умирать посреди улицы только потому, что он оступился сто лет назад.
В общем, Ахерн взяла все клише жанра, вывернула их наизнанку, добавила чуточку истории про голого короля, и слепила в годное двукнижие о том, что власть развращает, а люди склонны закрывать глаза на очевидное, пока их сами не коснется беда. Читаются книги легко, на полку я бы такое не поставила, но для вечера выходного дня вполне сгодится. Рекомендую.
Оля Ф. Черникина и другие. Самиздатовский сборник рассказов с Ridero. Истории из жизни девочки, девушки и женщины, взрослевшей в 70-80-хх годах. Маленькие зарисовки с большим вторым планом, который угадывается скорее интуитивно, чем на рациональном уровне. Несмотря на время действия, многое знакомо и мне, и вам. Ничего особенного на первый взгляд, но проза явно тяготеет к Чехову, только в женском варианте и без мизогинии.
Размер имеет значение? И еще 69 развенчанных мифов о сексе: Неплохая и с юмором написанная, но спустя рукава переведенная книга о наиболее распространенных заблуждениях, связанных с телом и сексом. Можно подсунуть подростку или не слишком образованной подружке в качестве пособия от сексуальной безграмотности. Можно использовать как аргумент в спорах о необходимости брить гениталии в гигиенических целях или вероятности подхватить ЗППП через сиденье унитаза в общественном туалете. Но если вам больше 25 и у вас все в порядке с образованием, это пособие лишь развлечет вас дождливым вечером, не более.
Страх близости. Как перестать защищаться и начать любить. Спокойная неторопливая книга о стратегиях самозащиты, которые мы усваиваем в детстве и проносим иной раз через всю взрослую жизнь, не понимая, что они уже не работают. Илсе Санд без лишней воды, четко и с примерами показывает, как детские привычки перерастают в паттерны поведения, как сложно с ними бороться и как приятно жить после победы над своими заблуждениями. Годная книга, такой самоучитель для всех, у кого пока нет возможности пойти к психотерапевтке. Важная мысль: все мы переживаем детские и подростковые травмы, у всех у нас вырабатываются стратегии самозащиты в определенных ситуациях, и этот болезненный опыт в том числе формирует нас как личностей. Нужно не закрывать глаза, а изучать себя и принимать во всей полноте, тогда появится шанс выстроить отношения и с другими людьми.
Свет, который мы потеряли, Джилл Сантополо. Роман издательства Азбука-Аттикус. Когда начинала читать, не знала, что он входит в серию «Джоджо Мойес», но теперь, конечно, все встало на свои места.
11 сентября 2001 года студенты Колумбийского университета Люси и Гейб становятся свидетелями крупнейшего теракта в современной истории человечества. С этого момента и на ближайшие десять лет их жизни окажутся связаны, вот только совсем не так, как обещают романы в мягких обложках. Роман — дневник главной героини, в котором она рассказывает о своих отношениях с двумя мужчинами: первой любовью Гейбом и мужем Дарреном. Мне он показался интересным с точки зрения тотального отсутствия рефлексии у женщины в моменты, когда только логический и жесткий подход к ситуации может исправить положение.
По сути, авторка разворачивает классическую историю: девушка, не имеющая понятия ни о себе, ни о людях, в момент психологического напряжения сталкивается с парнем и мгновенно выдумывает себе, что это любовь. И следующие десять лет подпитывает в себе веру в эти чувства, даже когда факты говорят об обратном. Я бы сказала, что это роман-предостережение, если его правильно прочесть: не рассматривайте отношения с мужчиной как спасательный плотик; не вступайте в брак, если не уверены на 100% в своем желании быть замужем или быть женой конкретного человека; не позволяйте мужу принимать решения за двоих; не приукрашивайте реальность, даже если очень хочется — если мужчина собрал вещи и уехал, значит, ему важнее то, ради чего он уехал, и нечего тут рассусоливать о призвании или судьбе.
Когда главный герой умер, я вздохнула с облегчением, но по сути, его манипуляции и эксплуатация главной героини не закончились с моментом смерти, он умудрился продлить эту петрушку на много лет вперед. Впрочем, и о муже главной героини особо сказать нечего. Если смотреть шире, то это конечно история о том, как мужчины позволяют женщине определять себя через отношения с ними, но терпеть не могут, когда она пытается дистанцироваться и сепарироваться, найти свою личность за пределами роли подружки, жены или матери. Порадовало, что мать главной героини вступала примерно с моих позиций и предлагала ей подумать еще. Но Люси сделала свой выбор, и сама за него ответила.
Отдельные рецензии
Дневники Анаис Нин 1931-1934 годы
Муза, где твои крылья? Яна Франк
Мужчины на моей кушетке, Брэнди Энглер
Кинг Конг Теория, Вирджини Депант
Все, чего я не сказала, Селеста Инг
Трилогия Беззумного Аддама, Марагарет Этвуд
Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие - куда захотят, Уте Эрхардт
Тайна, не скрытая никем, Элис Манро
Хождение по мукам, Алексей Толстой
Одиссея писателя, Кендра Левин
Маэстра, книга 1-2, Л.С. Хилтон
Портал Livelib, где я отмечаю прочитанные книги, сообщает, что за 2017 год я прочитала 40 книг. В 2015 и 2016 годах стабильно выходило по 90. Но в прошлом году я так устала от чтения, что в этом входила в ритм чуть не полгода. Да и гонка за количеством меня не интересует. Насколько я помню из прошлогодних марафонов, в итоге ты просто читаешь массу ненужного.
Посмотрим, как пройдет 2018 год в плане чтения. Я продолжу эксперимент, и у меня уже отложено 50 over книг женского авторства.