22 августа 2017 г.

Правила чтения

Сформулировала свои правила чтения, помогающие отбирать книги и ориентироваться в книжном пространстве вообще.


По какому принципу я отбираю книги для чтения, что читаю в первую очередь, о каких книгах пишу в блоге, а какие кратко описываю в паблике Вконтакте, и почему в моем канале в телеграме так много цитат - Правила чтения имени меня.

1. Выбираю книги, исходя из простого списка приоритетов:
  1. книги женского авторства с главной героиней — художественная проза
  2. книги женского авторства — нонфикшн
  3. книги смешанного авторства с главной героиней — художественная проза
  4. книги женского авторства с главным героем — художественная проза
  5. книги смешанного авторства — нонфикшн
  6. книги смешанного авторства с главным героем — художественная проза
  7. книги мужского авторства — нонфикшн
  8. книги мужского авторства с главной героиней — художественная проза
  9. книги мужского авторства с главным героем — художественная проза
Как вы понимаете, при таком подходе у меня реально не остается времени читать этих ваших модных писателей, рассказывающих о тяжелой жизни белого гетеросексуального мужчины. У меня в прямом смысле руки не доходят. И потом, я слишком много читала этого добра в юности, чтобы тратить зрелые годы. Хотя иногда кое-что перечитываю с новых позиций.

2. Стараюсь читать не меньше одного пособия по писательскому мастерству в полгода. Это приемлемый для меня срок, за который я могу переварить прочитанное, применить прочитанное в работе, и сделать выводы о пользе или ее отсутствии.

3. Стараюсь читать не меньше одной нонфикшн книги по интересующим меня направлениям в полгода. Опять же, раньше я читала только художественную литературу, а нонфикшн по ряду причин не входил в поле зрения. Сейчас фокус сместился, главное, у меня в принципе появился интерес к автобиографиям, мемуарам, научно-популярной литературе. Есть подозрение, что это возрастное — когда читаешь много художественной литературы в юности, позднее тянет к реальности.

4. Отзывы я тоже пишу, основываясь на внутренней системе:
  • Во время чтения делаю репост цитат в телеграм-канал Читательский дневник. Люблю цитаты и советую всем их выписывать или выделять, если мы говорим о читалке. Составите свой личный сборник на все времена, а еще это помогает запоминать ключевые идеи книги;
  • По ходу чтения записываю возникшие мысли и соображения туда же. Это помогает на этапе чтения сделать наброски для отзыва и вообще понять — наберется ли у меня мыслей на целый пост или стоит ограничиться заметкой в Вконтакте;
  • Пишу отзыв: либо заметку в соцсетях с репостом в телеграм-канал и последующим включением в обзорный пост в блоге, либо полноценный пост в рубрику Книга недели. Не все прочитанное попадает в нее, кстати, большая часть проходит мимо.
5. Стараюсь читать новинки либо книги не старше двух-трех лет (я имею в виду издание в России, потому что бывает, переиздают хорошую книгу, написанную в 90-е и мне неизвестную). Эта привычка осталась у меня еще с ведения книжной колонки в журнале: не вижу смысла в сотый раз обсасывать произведения, о которых и так уже много сказано, мое личное мнение интересует ограниченное число людей. А новинки тем и интересны, что ты, возможно, прочитала их первой и рассказала таким образом, что и у других появилось желание прочесть книгу.

6. Наконец как блогерша, я не ставлю перед собой цели свести читательниц и книгу. Я просто рассказываю о своих впечатлениях и личном мнении — могу я рекомендовать произведение к прочтению или нет.