26 мая 2017 г.

Феминистки и Навальный

Группа феминисток 23 мая записала видеообращение к Алексею Навальному, в котором попросили его ответить на ряд вопросов, имеющих непосредственное отношение к женской повестке, но никак не освещаемых в ходе предвыборной кампании политика. Я собрала все, что на сегодняшний день сказано той и другой стороной, в один пост с видосиками и моими комментариями по теме.


Видео возникло не на пустом месте: избирательниц среди электората Навального всего 24%, "не получилось пока наших прекрасных половинок, сестер, мам, бабушек, дочек, внучек завлечь, Может, они стесняются, может, побаиваются", — рассуждает Волков (начальник штаба Навального). В таком контексте только и идет разговор о женской повестке в штабе кандидата. А избирательницам хочется все же человеческого отношения.

Начнем с первого видеообращения, которое и дало толчок дискуссии во всех соцсетях и мессенджерах (я ниже дам ссылки на каналы, в которых тема обсуждалась более-менее подробно).


Следом за первым видео записала свои вопросы и Анна Федорова, авторка телеграм-канала Мохнатые подмышки. Сперва Навальный в интервью Русской службе BBC сказал, что на вопросы, заданные в видеообращении, отвечать в эфире не планирует. При этом, по словам пресс-секретаря политика Киры Ярмыш, "Многие из этих вопросов Алексею задают волонтеры во время открытий штабов". Затем, 25 мая, все же уделил полторы минуты своего бесценного времени и ответил на вопрос, заданный мужчиной (!!!) в своем видеоблоге:


Я просто выложу видео и транскрипт для всех желающих, ну и свое мнение по поводу этого цирка.

Первое — безусловно, я за гендерное равенство. Соотношение гендерное у нас в коллективе мы не регулируем, у нас нет никаких квот, я против квот. У меня нет такой вещи, что должно быть 50% женщин или еще чего-то. Просто так исторически получилось, что женщин у нас и в Фонде, и в компании работает больше, чем мужчин, и они работают прекрасно. Третье — я действительно считаю, что есть специфические проблемы женские. Но они не женские (Л — логика. М — мужская. прим. мое), они вообще наши проблемы, потому что они и мужские, и кого угодно. Когда у женщины зарплата меньше, чем у мужчины, и в России это значительно меньше, скорее всего, это означает, что доход всей семьи меньше (тут я подлетела над диваном от вспышки негодования). А семья состоит из мужчин и женщины, из пары (ваш Кэп из 1917 года?). Да, это действительно большая проблема. Уход за ребенком. Сложность устройства в детские сады. Есть конечно же специфические проблемы, которые поднимают феминистки, и это важные проблемы, отмахиваться от них я не буду, поэтому я в общем-то вполне разделяю их чаяния, требования и переживания. Другое дело, что я знаю отлично — в стране, в России сейчас западного плана феминизм не поддерживается. И я знаю, что на меня обрушится огромное количество критики, зачем я с ними связался, и среди этих критиков будет много женщин. (Алексей Навальный в видео от 25 мая) 

Ну что ж, а теперь по пунктам (положила ногу на ногу и сложила руки на животе): 

1. Преобладающее количество женщин в штабе не значит примерно ничего, если при этом они не продвигают женскую повестку, не имеют права решающего голоса и политического веса, не влияют на внутреннюю политику штаба, не получают равную с мужчинами зарплату и равные карьерные возможности. В России подавляющее большинство низовых бюджетных должностей занято женщинами, работающими за 8-15 тыр в месяц, и на ситуацию с правами женщин это влияет примерно никак в лучшем случае. 

2. Навальный против квот. Отлично. А что Навальный думает о ситуации, в которой мужчины неосознанно продвигают друзей и друзей друзей с пенисами, а женщин задвигают в сторону "подай-принеси", потому что женщина "природой" не предназначена для того или этого? Что Алексей думает о списке запрещенных профессий, в которые входят в том числе и те, на зарплату от которых мать, воспитывающая ребенка одна, могла бы жить в умирающем моногороде, да не может, потому что ее не пускают на работу из-за наличия матки и влагалища по сути? Квоты — это первый шаг на пути к устранению системной поддержки мужчин мужчинами, устранению кумовства во всех сферах. Навальный же сам против коррупции, а мужское кумовство растет из убеждения, что "своему парню" нужно помочь, а женщина перетопчется, ну отсосет за денежку, подумаешь. Как политик, Навальный мог бы сегодня подать пример. Видимо, не хочет. 

3. Женские проблемы есть, но их нет. Суслик ДМБ детектед. Следствия логики Навального — его же рассуждения о зарплате. Я может кого-то удивлю, но есть масса женщин, которые живут в семьях, состоящих не только из мужчины и женщины. Иногда вообще в одиночку живут, представляете? И проблема неравенства оплаты труда не в том, что семья получит меньше денег. А в том, что женщина всегда находится в уязвимом положении. Пока одному платят 100 тыр за непыльную работку директора офиса с учетом надбавки за хрен и яйца, другая пашет как вол за 20-25 тыр в месяц, и зачастую еще содержит на эти деньги ребенка. Где тут общая проблема у этих двоих? И 20-25 тыр — это еще неплохая для Томска зарплата, надо сказать. 

4. Л — логика. Специфические проблемы все же есть, и косвенно Алексей признает, что они все-таки женские, потому что в России баба занимается такой прозой жизни, как уход за ребенком и устройство его в детский сад (а это вершина айсберга). И вроде как Навальный все это понимает, и согласен, что работать в этом направлении нужно. Но — внезапно — он боится. Это грустно и смешно, и непоследовательно, но вполне укладывается во все, что было сказано в видео до этого. Навальный боится реакции общественности на слово феминизм. Это вин. Взрослый мужик. Кандидат в президенты. Кто-нибудь в штабе расскажите Алексею, что можно не употреблять это страшное слово на букву Ф и все равно быть в тренде, и делать правильные дела, а не прятать голову в песок. 

В целом у меня впечатление от ответа негативное. Это отписка в лучших традициях ответов из разных государственных служб. "Ваша претензия направлена в соответствующий отдел, мы свяжемся с вами, чтобы сообщить решение". Видно, что заданные вопросы поставили весь штаб в тупик, там просто нет ресурсов и людей, чтобы отвечать и формировать какую-то позицию. Вот Медуза после телочкогейта долго думала, а потом пригласила Ольгу Страховскую координировать гендерную повестку в СМИ. Может, и Навальный дорастет, в Москве-то достаточно женщин, которые могут занять аналогичную должность в штабе Алексея. 

Ну и я просто не могу снова не упомянуть фееричное выступление от 25 мая в томском штабе Навального - Александр-Лунев-владелец-башни, человек, регулярно получающий подобные отписки от городской администрации и всех городских служб по очереди, пришел в штаб человека, который отмахивается от избирательниц в лучших традициях строя, с которым борется, чтобы рассказать, как нужно бороться с подобным поведением властей. И — ирония. Мы с френдессой в комментах в моему посту в паблике знатно поупражнялись в остроумии по поводу людей, которые все ходют и ходют куда ни попадя, но жизнь как всегда оказалась оригинальнее и затейливее, чем наша фантазия.

Томский штаб вообще мимими полнейшее. С одной стороны, там в комментариях осадили парочку особо ретивых свидетелей секты угнетенного россиянина, с другой — ну почитайте пост. Я понимаю, что штаб Навального не может написать плохо о своем кандидате. Но уж откровенно-то зачем врать? Где Алексей обещал бороться за гендерное равенство? Цитату в студию! А иначе это не то что искажение фактов, а прямая ложь.

Что я имею сказать по итогам этих трех дней?

Пока ситуация не изменится кардинальным образом, я не буду голосовать за Навального, и всех женщин призываю отказаться от поддержки этого кандидата.

Меня ужасно бесят слова Волкова (необдуманные, зато честные) о женщинах. Понимаете, девочки, мы для них всего лишь половинки (жопы? грецкого ореха? чего? что за пресная позвчерашняя риторика?). Не люди. Не избирательницы. Никто. Куски мяса, обслуга, существа, обязанные отыгрывать положенные нам роли. Нас даже в политику нужно "вовлекать", а не обращаться к нам, как в равным. Мы для них существа второго сорта.

Делайте выводы, короче. Я лично отказываюсь поддерживать нечто, которое относится ко мне как к человеку второго сорта. Я искренне надеюсь, что избирательная кампания Навального провалится к херам, а все его штабы позакрывают. Для меня нет разницы между кандидатами, если ни один из них не заинтересован в решении проблем гражданок России. И я ничья половинка, сестра, мама, бабушка, дочка, внучка. Я человек. И требую человеческого отношения!