По сюжету, действие происходит в период с 1950 по 1953 год, во время конфликта между Южной и Северной Кореей. В центре повествования - сотрудники передвижного армейского госпиталя: медицинский и вспомогательный персонал. Как и в более поздних ситкомах, действие происходит в основном в ограниченных, закрытых пространствах, а диалоги и ситуации носят юмористический характер.
Но конечно, этот ситком изначально выделялся среди прочих хотя бы своей идеей - показать жизнь людей, находящихся как бы между войной и мирной жизнью. С одной стороны, госпиталь расположен так, чтобы раненые прямо с фронта попадали в надежные руки квалифицированных хирургов. С другой - повседневная жизнь госпиталя в большей степени напоминает жизнь маленького палаточного городка где-нибудь на природе. И вот на этом постоянном столкновении мирной жизни и военных действия выстроены все одиннадцать сезонов.
Первые сезоны - примерно до шестого - носят более юмористический характер. Благодаря гротескному персонажу Фрэнка Бёрнса (на фото - крайний слева) все ситуации носят юмористический характер, и в то же время через этого персонажа создатели постепенно выходят на более серьезный уровень. Бёрнс, по идее, олицетворяет собой все то, чего не должно быть в мирной жизни и чего должны стыдиться цивилизованные люди: искусственное нагнетание ненависти к Другим, слепое подчинение приказам, ограниченность, ханжество, снобизм, щовинизм и сексизм, лимцемерие, воровство по мелочи, мелочность в повседневных отношениях и так далее. Кажется, Бёрнс как персонаж вобрал в себя все отрицательные черты как военных, так и тех, кто поддерживает их в мирной жизни. Надо добавить, что он занимает должность майора, и перед своим исчезновением из сериала получает должность начальника госпиталя для ветеранов. И это тоже часть стратегии - показать, как рабтает продвижение по службе среди кадровых военных, и кто пробивается наверх в такой системе.
Ему подыгрывает майор Маргарет Халлиган, старшая медсестра (иногда ее фамилию намеренно коверкают, чтобы прозвучало как "хулиган"). Дочь кадровых военных, сама пытающаяся построить карьеру в армии, Маргарет одна из самых интересных персонажей в этом практически мужском шоу. Если в первых сезонах ее главная цель - замужество (помните, действие происходит в 50-е, мужчины только вернулись домой после Второй мировой войны, и женщинам было приказано сидеть дома и изображать женственность и слабость), то к середине седьмого сезона она, пройдя через отношения с тем же Бёрнсом и неудачное замужество за классическим мужественным мужчиной, решает строить собственную карьеру в качестве кадрового военного. И сталкивается с тем, что ее никто, кроме коллег, не воспринимает всерьез. На самом деле, гендерная тема в сериале подспудно присутствует всегда - например, младший медперсонал весь женский, а женщина-врач появляется в сериале только однажды, и вызывает ломку канона у хирургов-мужчин. И вот персонаж Халлиган в единственном лице как бы отвечает за всю гендерную линию в сериале. Ей же постоянно приходится выдерживать баланс между тем, что в те времена считалось женственностью, и своими естественными порывами. К тому же она фактически ограничена в продвижении по службе - женщин-хирургов в те времена в принципе было немного, а старшая медсестра могла рассчитывать только на рост в чине, и то не факт. Я бы сказала, что от гротескного юмористического персонажа Халлиган вырастает до очень серьезной драматической фигуры. Как, впрочем, и большинство героев, прошедших с 1 по 11 сезоны.
В пятом сезоне в составе госпиталя происходят две замены - из сюжета выводят персонажей Бёрнса и полковника Генри Блейка, а также капитана Макинтайра, а вводят полковника Поттера (на фото - второй слева в первом ряду) и майора Чарльза Уинчестера (второй справа во втором ряду) с капитаном Ханникатом (крайний справа в первом ряду). И мне кажется, примерно с этого времени начинается отклонение от первоначального юмористического курса, и уход в область драмы.
Почему это произошло? Ну, во-первых, менялся состав сценаристов, во-вторых, сама логика развития персонажей все время подталкивала к более серьезному тону повествования. Вся фишка сериала как раз в способности со смехом говорить об очень важных и серьезных вещах. Но невозможно все время смеяться, у человеческой психики есть свои пределы, и чем ближе к финалу, тем яснее - кое-кто скоро сломается.
Так, например, почти в каждой серии появляется мораль. Сквозной сюжет остается прежним, но появляются небольшие персональные сюжеты (замужество Маргарет, адаптация Уинчестера к работе в госпитале, притирка Поттера и команды). Появляются такие привычные для современного зрителя моменты, как рождественская серия, например. Все время создатели экспериментировали с формой: были и серии-письма домой, и серии-съемки кинохроники, и так далее.
Все больше времени уделяется обсуждению правомерности вторжения на чужую территорию и проведения на ней военных действий. Вообще, этот сериал изначально задумывался как драмеди о войне в целом. Поэтому, несмотря на воссоздание атмосферы 50-х (а снимался сериал с 72 по 83 годы), в нем проскальзывают очевидно пацифистские идеи, относящиеся к куда более позднему времени, да и отсылки к войне во Въетнаме (в целом воспринимавшейся как непонятной) налицо. Я бы даже сказала, что сериал все-таки о состоянии мира в целом после Второй мировой войны, обо всех конфликтах, имевших место в период Холодной войны и позже. Многие герои из основного состава МЭШ прошли и через Вторую мировую войну тоже и в сериале об этом частенько вспоминают. Но вся суть в том, что во время Второй мировой они понимали, за что воюют. А после ни один конфликт уже не был однозначен. По логике сериала, Холодная война спровоцировала рост числа кадровых военных, которым в мирное время заняться было абсолютно нечем, плюс многие из них помнили предыдущую войну, и помнили, что чины и награды получают только во время боевых действий. И вот вся эта масса кадровых военных, которые в сериале однозначно осуждаются и представлены либо гротескными, либо жестокими персонажами, всеми силами поддерживает миф о необходимости решения вопроса силовыми методами. В одной из серий седьмого сезона даже есть полковник, пытающийся занять какой-то холм только потому, что ему это напоминает какую-то ситуацию из Второй мировой войны. Ничего не напоминает? Этот полковник раз за разом гонит людей на заведомо невыполнимые задания, и в итоге пытается даже самостоятельно спровоцировать конфликт между северокорейцами и армией США. Скажете, такое невозможно в реальной жизни? Ну, кино на то и кино, чтобы художественно осмыслять реальность, а с другой стороны - сколько реконструкторов буквально грезят боями времен середины двадцатого века? Вот, об этом и речь.
Госпиталь по своей природе - оплот пацифизма. Врачи, которые каждый день сталкиваются в ранениями и болью, просто не могут уже представить себе, ради чего можно развязывать такие конфликты. Плюс, кроме полковника Поттера и майора Халлиган, среди старшего офицерского состава больше нет кадровых военных, все по призыву. И это накладывает свой отпечаток на отношение персонажей к войне. Пирс и Ханникат, да даже Уинчестер - все они против военных действий. С другой стороны, и Поттер с Халлиган, несмотря на осознанное решение служить в армии, также представляют собой редкий тип кадровых военных, выступающих против войны. Например, Поттер старается по возможности снять дисциплинарные ограничения, накладываемые армейской дисциплиной, а Халлиган по мере роста самосознания, скажем так, проявляет куда больше человечности, чем в первых сериях.
При этом, как я уже сказала, чем ближе к финалу, тем меньше юмористического и больше драматического появляется в сериале.
Так что этот сериал по прошествии стольких лет смотрится даже свежее и актуальнее, чем в то время. И я считаю, что, если уж вы интересуетесь сериалами, вы просто обязаны посмотреть MASH. Иначе какой же вы тогда сериаломан?
Но конечно, этот ситком изначально выделялся среди прочих хотя бы своей идеей - показать жизнь людей, находящихся как бы между войной и мирной жизнью. С одной стороны, госпиталь расположен так, чтобы раненые прямо с фронта попадали в надежные руки квалифицированных хирургов. С другой - повседневная жизнь госпиталя в большей степени напоминает жизнь маленького палаточного городка где-нибудь на природе. И вот на этом постоянном столкновении мирной жизни и военных действия выстроены все одиннадцать сезонов.
Первые сезоны - примерно до шестого - носят более юмористический характер. Благодаря гротескному персонажу Фрэнка Бёрнса (на фото - крайний слева) все ситуации носят юмористический характер, и в то же время через этого персонажа создатели постепенно выходят на более серьезный уровень. Бёрнс, по идее, олицетворяет собой все то, чего не должно быть в мирной жизни и чего должны стыдиться цивилизованные люди: искусственное нагнетание ненависти к Другим, слепое подчинение приказам, ограниченность, ханжество, снобизм, щовинизм и сексизм, лимцемерие, воровство по мелочи, мелочность в повседневных отношениях и так далее. Кажется, Бёрнс как персонаж вобрал в себя все отрицательные черты как военных, так и тех, кто поддерживает их в мирной жизни. Надо добавить, что он занимает должность майора, и перед своим исчезновением из сериала получает должность начальника госпиталя для ветеранов. И это тоже часть стратегии - показать, как рабтает продвижение по службе среди кадровых военных, и кто пробивается наверх в такой системе.
Ему подыгрывает майор Маргарет Халлиган, старшая медсестра (иногда ее фамилию намеренно коверкают, чтобы прозвучало как "хулиган"). Дочь кадровых военных, сама пытающаяся построить карьеру в армии, Маргарет одна из самых интересных персонажей в этом практически мужском шоу. Если в первых сезонах ее главная цель - замужество (помните, действие происходит в 50-е, мужчины только вернулись домой после Второй мировой войны, и женщинам было приказано сидеть дома и изображать женственность и слабость), то к середине седьмого сезона она, пройдя через отношения с тем же Бёрнсом и неудачное замужество за классическим мужественным мужчиной, решает строить собственную карьеру в качестве кадрового военного. И сталкивается с тем, что ее никто, кроме коллег, не воспринимает всерьез. На самом деле, гендерная тема в сериале подспудно присутствует всегда - например, младший медперсонал весь женский, а женщина-врач появляется в сериале только однажды, и вызывает ломку канона у хирургов-мужчин. И вот персонаж Халлиган в единственном лице как бы отвечает за всю гендерную линию в сериале. Ей же постоянно приходится выдерживать баланс между тем, что в те времена считалось женственностью, и своими естественными порывами. К тому же она фактически ограничена в продвижении по службе - женщин-хирургов в те времена в принципе было немного, а старшая медсестра могла рассчитывать только на рост в чине, и то не факт. Я бы сказала, что от гротескного юмористического персонажа Халлиган вырастает до очень серьезной драматической фигуры. Как, впрочем, и большинство героев, прошедших с 1 по 11 сезоны.
В пятом сезоне в составе госпиталя происходят две замены - из сюжета выводят персонажей Бёрнса и полковника Генри Блейка, а также капитана Макинтайра, а вводят полковника Поттера (на фото - второй слева в первом ряду) и майора Чарльза Уинчестера (второй справа во втором ряду) с капитаном Ханникатом (крайний справа в первом ряду). И мне кажется, примерно с этого времени начинается отклонение от первоначального юмористического курса, и уход в область драмы.
Почему это произошло? Ну, во-первых, менялся состав сценаристов, во-вторых, сама логика развития персонажей все время подталкивала к более серьезному тону повествования. Вся фишка сериала как раз в способности со смехом говорить об очень важных и серьезных вещах. Но невозможно все время смеяться, у человеческой психики есть свои пределы, и чем ближе к финалу, тем яснее - кое-кто скоро сломается.
Так, например, почти в каждой серии появляется мораль. Сквозной сюжет остается прежним, но появляются небольшие персональные сюжеты (замужество Маргарет, адаптация Уинчестера к работе в госпитале, притирка Поттера и команды). Появляются такие привычные для современного зрителя моменты, как рождественская серия, например. Все время создатели экспериментировали с формой: были и серии-письма домой, и серии-съемки кинохроники, и так далее.
Все больше времени уделяется обсуждению правомерности вторжения на чужую территорию и проведения на ней военных действий. Вообще, этот сериал изначально задумывался как драмеди о войне в целом. Поэтому, несмотря на воссоздание атмосферы 50-х (а снимался сериал с 72 по 83 годы), в нем проскальзывают очевидно пацифистские идеи, относящиеся к куда более позднему времени, да и отсылки к войне во Въетнаме (в целом воспринимавшейся как непонятной) налицо. Я бы даже сказала, что сериал все-таки о состоянии мира в целом после Второй мировой войны, обо всех конфликтах, имевших место в период Холодной войны и позже. Многие герои из основного состава МЭШ прошли и через Вторую мировую войну тоже и в сериале об этом частенько вспоминают. Но вся суть в том, что во время Второй мировой они понимали, за что воюют. А после ни один конфликт уже не был однозначен. По логике сериала, Холодная война спровоцировала рост числа кадровых военных, которым в мирное время заняться было абсолютно нечем, плюс многие из них помнили предыдущую войну, и помнили, что чины и награды получают только во время боевых действий. И вот вся эта масса кадровых военных, которые в сериале однозначно осуждаются и представлены либо гротескными, либо жестокими персонажами, всеми силами поддерживает миф о необходимости решения вопроса силовыми методами. В одной из серий седьмого сезона даже есть полковник, пытающийся занять какой-то холм только потому, что ему это напоминает какую-то ситуацию из Второй мировой войны. Ничего не напоминает? Этот полковник раз за разом гонит людей на заведомо невыполнимые задания, и в итоге пытается даже самостоятельно спровоцировать конфликт между северокорейцами и армией США. Скажете, такое невозможно в реальной жизни? Ну, кино на то и кино, чтобы художественно осмыслять реальность, а с другой стороны - сколько реконструкторов буквально грезят боями времен середины двадцатого века? Вот, об этом и речь.
Госпиталь по своей природе - оплот пацифизма. Врачи, которые каждый день сталкиваются в ранениями и болью, просто не могут уже представить себе, ради чего можно развязывать такие конфликты. Плюс, кроме полковника Поттера и майора Халлиган, среди старшего офицерского состава больше нет кадровых военных, все по призыву. И это накладывает свой отпечаток на отношение персонажей к войне. Пирс и Ханникат, да даже Уинчестер - все они против военных действий. С другой стороны, и Поттер с Халлиган, несмотря на осознанное решение служить в армии, также представляют собой редкий тип кадровых военных, выступающих против войны. Например, Поттер старается по возможности снять дисциплинарные ограничения, накладываемые армейской дисциплиной, а Халлиган по мере роста самосознания, скажем так, проявляет куда больше человечности, чем в первых сериях.
При этом, как я уже сказала, чем ближе к финалу, тем меньше юмористического и больше драматического появляется в сериале.
Так что этот сериал по прошествии стольких лет смотрится даже свежее и актуальнее, чем в то время. И я считаю, что, если уж вы интересуетесь сериалами, вы просто обязаны посмотреть MASH. Иначе какой же вы тогда сериаломан?