16 января 2017 г.

Как реагировать на критику?

Прочитала тут очередную душеспасительную статью в журнале "Психология" - Элизабет Гилберт поделилась с миром, как она реагирует на критику в адрес своего творчества. Ну а что, рыжая что ли? Меня тоже критикуют, и у меня тоже есть эти, как их там - чувства! Так что вот вам мой личный взгляд на критику, критиков и все, что с этим связано.


Мне, конечно, в определенном плане проще, чем Гилберт - я не известная писательница, да и бложик мой малочитаемый и известен в очень узких кругах (подругам нравится). Но все же и мне порой прилетают "приветы" от людей, из которых далеко не все настроены дружелюбно. Поэтому я для себя сформулировала ряд простых принципов: как воспринимать критику в свой адрес и критиковать других.

Кто вас критикует?


Авторитет в вашей области или мимокрокодил со своим Очень Важным Мнением? Человек, искренне заинтересованный в развитии проекта или соперник, чей проект "не выстрелил"? Причин для критики - великое множество, и большинство не имеют никакого отношения к желанию помочь вам улучшить качество продукта. Есть люди -  и это наша реальность, к сожалению - которым просто нравится самоутверждаться за счет других. Тролли, попросту говоря. Они сидят под каждым мостом и ждут, пока мимо пройдет хоть кто-нибудь, на ком можно сорвать свою злость на собственные неудачи.

В какой форме?


Ради своего душевного спокойствия лучше научиться различать критику "помогающую" и "тормозящую": в первом случае вам предложат варианты, как сделать лучше; во втором просто обольют грязью и посоветуют отказаться от проекта. Помогающая критика содержит в себе перечисление недостатков вашего текста с точки зрения критикующего, а затем - варианты того, как можно исправить ошибки. Тормозящая критика состоит из фраз-маркеров "что за чушь!", "учи матчасть", и все в таком духе. Помогающий критик всегда напишет и о хороших сторонах текста, тормозящий - ни в коем случае.

Какова аргументация?


Например, мне одно время предъявляли две претензии: что я графоманка и пишу как школьница. Аргументации ноль, а гонору сколько угодно. Другая распространенная форма критики в адрес текстов под женским авторством - "недотраханная". Это вообще универсальная методика уничтожения веры в себя, как кажется критикам. Вот, думает он_а, напишу я, что у этой Кати просто секса нет, и сразу она поймет, осознает, покается и перестанет писать. Отныне и во веки веков. Потому что молва гласит - нет для женщины упрека страшнее, чем отсутствие сексуального мужского интереса.


Как реагировать на критику, если она прошла проверку на вшивость и признана "помогающей"? Тут я придерживаюсь такого мнения - никто и никогда вам не подскажет, как лучше, кроме вас самих. Принять совет не сложно, поблагодарить за него - тем более. Но в итоге всегда нужно ориентироваться на свой внутренний голос.

Если вы лично чувствуете, что надо написать вот так, и никак иначе - пишите. Максимум, что делала я - показывала текст перед публикацией людям, чьему вкусу и мнению доверяла, и кого считала достаточно заинтересованными во мне, чтобы принимать мои интересы близко к сердцу. Не все из них в итоге оказались таковыми, но принцип остался неизменным.

Критикую ли я сама? Еще как! Я сама себе самый строгий критик, и еще со школы во мне живет маленькая Железная Кнопка, если вы помните такую персонажку. Я могу быть очень жестокой, даже злой, и знаю за собой это качество, и стараюсь его сдерживать по мере сил (пока, правда, не всегда получается).

Например, в последнее время почти перестала критиковать чужие тексты, особенно женские, публично. В приватной беседе или в ответ на запрос - да, и то пытаюсь быть мягче, во всяком случае, помнить, что критика обязана быть помогающей, иначе это просто утопление. Если момент для меня не принципиальный, я ограничусь приватным обсуждением.

Стоит ли реагировать на откровенный троллинг? Мое глубочайшее имхо - нет. Он обычно толстый, и его видно издалека, и очень просто закрыть глаза и пройти мимо (а еще лучше - забанить человека). Гилберт и я советуем любить себя и не тратить время на тех, кто не заинтересован в вашем развитии, а стремится утопить поглубже.