19 декабря 2016 г.

Проституция как «свободный выбор» в кино

Я в свое время интересовалась, как тема проституции отражена в кино, и посмотрела немало фильмов, в основном очень плохих и насквозь лживых (Франсуа Озон и его «Молода и прекрасна» как вершина лицемерия). Но в процессе собрала и подборку картин, снятых на достаточно высоком художественном уровне, и при этом не теряющих в смысловом наполнении.


Лиля навсегда, 2002 год — пожалуй, одна из самых известных российских картин на тему траффикинга несовершеннолетних девушек. Главная героиня остается одна, когда ее мать решает начать новую жизнь с новым мужем. Новый знакомый предлагает девушке поехать на заработки в Швецию, но на месте оказывается, что она попала в сексуальное рабство.

Очень реалистично, просто до жути, до тошноты. Во-первых, снято на основе реальных историй девушек с постсоветского пространства, которые в свое время составляли большинство жертв траффикинга. Во-вторых, клиентура секс-рабынь показана с ужасающей точностью — равнодушные насильники и садисты, которым в общем-то все равно, куда пихать свой член, и что при этом чувствует девушка.

Сама схема, по которой девушку вовлекают в проституцию, хорошо нарисована: рекрутер втирается в доверие к необразованным, одиноким, находящимся в трудной жизненной ситуации девочкам. Предлагает работу и возможность вырваться из нищеты или ситуации насилия дома. А на деле вывозит ничего не подозревающую девушку без документов заграницу и продает сутенерам на месте. 

Точка, 2005 год — еще один российский фильм, на этот раз о быте и реалиях проституированной женщины в России. Чрезмерно жестокий и очень триггерный, смотреть его физически тяжело, но при этом очень реалистичный. Ценность этого и ему подобных фильмов, конечно, не художественная, а политическая — до сих пор тема проституции в России замалчивается, низводится до уровня пошлых и вульгарных шуток, проблемы проституированных женщин обесцениваются, а сами они либо демонизируются, либо дегуманизируются (или и то, и другое).


Снова хорошо показан процесс вовлечения провинциальной женщины в проституции: отсутствие социальных лифтов, насилие в семье и обществе, вообще мизогиничная структура, в которой женщине закрыты фактически все пути, если она бедна и необразованна. Три героини, попавшие на очку разными путями, олицетворяют собой реальность секс-работы, которую не желают замечать ни общество, ни тем более клиентура. Интересно, что этот фильм в свое время даже по телевизору крутили постоянно, сейчас вряд ли позволят.

Студентка по вызову, 2010 год — французы тоже неплохо поработали. Главная героиня фильма поступает в парижский университет, но сталкивается с тем, что бесплатное образование на деле требует основательных финансовых вливаний. Родители ей помогать не могут и не особо хотят, а работать получается за гроши и неполный день. В отчаянии она откликается на предложение в интернете, и начинает встречаться со взрослыми мужчинами, которые всего лишь хотят реализовать свое право на секс.


Ох, как хорошо там показаны все эти похотливые старые козлы, которые не умеют выстраивать нормальные отношения с женщинами и предпочитают поэтому эксплуатировать нищих и стигматизированных девушек, работающих в одиночку. Если в первых двух фильмах речь шла об организованной преступности, кстати, то французы показали жизнь проституированной девушки, которая до последнего отказывается признавать, что уже втянулась в круг, из которого нет выхода. 

Мне понравилось в частности, как проиллюстрировали стоимость жизни в Париже — каждая покупка высвечивается на экране в евро, к концу месяца счет набегает такой, что оплатить его нет возможности. В итоге девушка начинает брать деньги за секс, но вот засада — нужно же поддерживать приемлемый внешний вид, а это снова траты, и денег нужно еще больше, и так по кругу. Отличная иллюстрация того, как индустрия красоты и требования мужчин, воспитанных на порнографии, вытягивают из женщин деньги, которые они могли бы потратить на свое развитие как личности.

Откровения, 2011 год — снова Франция. На этот раз журналистка (Жюльет Бинош) получает задание взять интервью у проституток. В процессе женщина открывает неприятную правду о мужчинах в целом и о своем окружении в частности, и задумывается, а чем она так уж сильно отличается от интервьюируемых ею девушек.

Не читайте описание на Кинопоиске, это бред сивой кобылы. Никакого чувственного ренессанса, наоборот, в процессе работы над статьей героиня Бинош осознает, как легко молодой девушке оказаться в зависимом положении, и как сложно потом выбраться из финансовой ямы. Опять же, в фильме хорошо проиллюстрированы все проблемы, с которыми сталкиваются девушки, работающие в одиночку: клиенты постоянно выходят за рамки оговоренного, пытаются заплатить меньше, применяют физическое насилие.


Финал так и вообще отличный — за большим столом собирается цвет парижской интеллигенции, героиня Бинош внимательно смотрит на своих гостей — а это те самые клиенты, что насиловали и избивали героин статьи на протяжение всего фильма. Идеально, я считаю.

Главное достоинство всех этих фильмов — в них отсутствует эстетизация насилия над женщиной. Все максимально грубо, грязно, реалистично, без реверансов и расшаркиваний перед сутенерским лобби или потенциальными клиентами проституток, нуждающимися в оправдании своих желаний и "права на секс".