17 июня 2018 г.

DramUlёТ, читка вторая

Страну населяют голодные рты

Сходила на вторую читку из серии драмовских вечеров от главного режиссера театра Андрея Черпина. В качестве предмета для обсуждения Черпин выбрал пьесу Екатерины Мавроматис «Молоко». Сочинение вошло в шорт-лист Володинского конкурса-2016, а в 2017 году его ставили в Гоголь-центре.

фото: Дарья Соврасова
Прямолинейности авторского замысла Мавроматис могли бы позавидовать лучшие шпалы страны. Никакой интриги, думать не надо вообще, смеяться в строго отведенных местах, и конечно, не забывать испытывать материнскую любовь ко всем мужским персонажам пьесы. А они как на подбор, один другого краше.

Все женщины в пьесе так или иначе связаны с отвратительными персонажами.

Главная героиня Зоя живет с мужем, у которого уже два года острый психоз. Он регулярно обижается на нее, потому что она забывает купить ему молока. А потом и вовсе крадет в зоопарке, где работает охранником, двух пингвинов, и селит дома. Естественно, он требует у жены уволиться с работы и ухаживать за питомцами.

Зоина начальница, директриса школы, страдает от расстройства пищевого поведения: муж сказал, что она толстая, и ей нужно похудеть. Теперь женщина варит ему борщи, которые не может поесть сама, и страдает от постоянного чувства голода, что конечно заканчивается компульсивным перееданием и истериками.

Зоина подопечная Таня живет с отцом-бывшим военным, у которого своеобразные взгляды на воспитание дочери. Еще Таня влюблена в одноклассника Сашу. Как-то раз она приглашает его к себе домой, он унижает ее, обзывает уродиной, затем пытается изнасиловать. Но затем они мирятся, ведь это большая любовь.

В парке Зоя сталкивается с двумя эксгибиционистами: врач-маммолог убежден, что вид его великолепного пениса — главный подарок для любой женщины; психолог просто компенсирует нехватку материнской любви через демонстрацию своих причиндал незнакомым женщинам. Оба они также требуют у Зои понимания и поддержки.

В какой-то момент от напряжения и желания помочь всем у Зои появляется волшебное молоко, которое исправляет все мужские недуги: муж мгновенно излечивается от психоза и даже решает навестить мать, которую игнорил десять лет; эксгибиционисты забывают о своих пенисах; мальчик Саша восполняет нехватку материнской любви.

Ни директриса, ни Таня молока от Зои не получают, и даже не требуют. На уроке литературы Таня читает сонет собственного сочинения о том, что вокруг голодные рты, и конца-краю этому не видно. В свои 15 лет она уже четко понимает, что обязана быть матерью и для своего отца, и для возлюбленного, и для кого угодно.

Я так и не поняла, то ли этот текст — чрезвычайно тонкий сарказм по отношению к мужчинам, одержимым удовлетворением базовых потребностей о каждую встречную женщину, то ли Мавроматис вполне серьезно предлагает нам служить сиськой на ножках для насильников, токсичных агрессоров, нарциссов и прочих бытовых абьюзеров.

Проблема этого текста в принципе та же, что и в целом у российской литературы и драматургии: Мавроматис демонстрирует абсолютно людоедское поведение мужчин, но не дает ему не то что никакой критики, а напротив, оценивает как смешное или достойное жалости. И вслед за ней зрительницы смеются на сцене изнасилования девочки-подростка.

Нужны нам такие пьесы, такие спектакли? Прямолинейно утверждающие власть мужчин над миром и демонстрирующие женщинам, что их место, их роль, их назначение в России заключается в обслуживании разного рода извращенцев и абьюзеров? Боле того, у Мавроматис в итоге и все мужские перверсии начинаются с проблм с матерью. Очень удобно.

Такое, короче.

Андрей Черпин уже во второй раз в качестве материала для читки выбирает текст об обобщенном россиянине средних лет, которого нужно понять и простить. В прошлый раз у него в фаворе оказался изменщик, растлитель и убийца Стас. В этой пьесе режиссер увидел светлую и радостную тему в обслуживании извращенцев разного рода.

Совпадение? Не думаю. Я два раза задавала ему вопрос о том, как сам он оценивает персонажей, и оба раза получала общие слова о том, что нет людей плохих и хороших, все сложные, всех нужно понять. Ну да, ну да, удобная позиция, особенно когда в твоих пьесах все сложные люди сплошь мужчины твоего возраста.