24 апреля 2018 г.

Как предложить автору работу и не облажаться

Очень много статей написано на тему поиска работы. Чрезвычайно много на тему работы с авторами с точки зрения поиска адекватных исполнительниц. Я хочу зайти с другой стороны и поговорить о том, как предложить работу автору и не облажаться.


Начнем с того, что все мы любим, когда наш труд оплачивается хорошо, вовремя и без сложностей. И никто не любит, когда работа сделана, а заказчик не спешит выплачивать оговоренную сумму. Но почему-то когда дело доходит до оплаты чужого труда, большинство мгновенно забывает прописные истины и начинает игру в стиле «а теперь спляши передо мной так, чтобы я захотел тебе заплатить».

Не надо так. Прежде чем написать в соцсетях стопервый пост на тему «авторы оборзели и просят гонорар за статью, которую я и сам написал за пять минут, да времени нет», глубоко вдохните, подумайте, а потом сядьте и напишите статью. Только отметьте прежде время. Ну что, это заняло чуть больше пяти минут? Раз этак в 20 минимум. И перед вами оказался кусок текста, в котором бузина в огороде, дядька в Киеве, а до сути вы так и не дошли, потому что в процессе забыли, о чем вообще писали.

А теперь сядьте и послушайте о ценообразовании.

Стоимость любой статьи складывается из нескольких факторов:

  • труд автора — любой текст это продукт интеллектуального труда, сплав из умения находить, анализировать и упаковывать в понятный вид информацию
  • затраты на рабочее место — электричество дома, расходы на аренду стола в коворкинге, проезд в офис, амортизация оборудования, и так далее
  • бытовые расходы — представляете, авторы тоже едят и вообще живые люди

Представим, что наш автор живет в Томске. О расходах можно спорить очень долго. Например, я видела тред, в котором один отец-алиментщик долго доказывал, что ребенку детсадовского возраста вполне достаточно в день трех сосисок и домашней квашеной капусты. Поэтому будем отталкиваться от данных по средней и медианной зарплате. Разницу погуглите.

В 2017 году средняя зарплата в Томске была 37,5, а медианная — 25 тысяч рублей. Для ровного счета определим, что томскому, очень неприхотливому и скромному, автору достаточно 40 000 рублей в месяц на все: расходы на коммуналку, еду, развлечения, уход за собой, одежду, сбережения и отдых.

Если вы предлагаете автору оплату за знаки и считаете, что 30 рублей за 1000 знаков — приемлемая цена, сколько знаков должен написать наш автор в месяц, чтобы покрыть все расходы? 3000 знаков за 100 рублей. 30 000 за 1000 рублей. 120 000 знаков за 4000 рублей. 1200000 за 40 000 рублей. Разобьем объем на стандартные сорок рабочих часов в неделю, и увидим, что автору нужно писать чистого текста 8000 знаков в час.

Крейсерская скорость, предлагаю прямо сейчас сесть и набить. Да, понимаю, без сноровки сложно, но ведь все с чего-то начинали, а начинающим платят всегда столько, чтобы они ощущали свою ничтожность. А что с качеством? Да, понимаю, печальное зрелище. Но текст-то готов, а в этом и состоял запрос: определенное количество текста, которое вы бы могли сгенерировать и сами за пять минут, будь у вас время.

Хорошо, вы все осознали, и готовы поднять планку до 300 рублей за 1000 знаков. Ого, какая щедрость. Автор рассыпается в благодарностях, бухгалтерия утирает слезы умиления, профсоюз авторов ликует. На самом деле нет. Да, теперь исполнительница может перевести дух и даже позволить себе один раз за восемь часов выйти в туалет. Но ей все еще нужно набивать не менее 1000 знаков в час, чтобы покрыть расходы.

Проблема в том, что оплата за знаки заставляет автора сосредоточиться на форме и забыть о содержании. Она знает, что нужно выполнить определенный объем, вписать туда ключи от сеошника и проверить текст на уникальность в программе, которая считает неуникальным любое слово, когда-либо написанное в Интернете. И работает, отталкиваясь от этих исходных. Результат будет на сайте или в блоге, но будут ли его читать?

Хорошо, вы снова все осознали, и готовы платить гонорар. Скажем, 1000 рублей за текст до 10 000 знаков, с иллюстрациями, скринами, таблицами и прочим. Нашей исполнительнице теперь нужно писать по два текста в день. При этом статья в 3000 знаков кажется вам сущей безделицей, в вашем блоге должны быть только лонгриды. И дизайнера у вас нет, пускай нарисует что-нибудь в Фотошопе, вы же сразу писали в списке требований к вакансии.

Фишка в том, что вы упаковали некомфортную стоимость работы в симпатичное предложение гонорара за текст целиком. Согласитесь, 300 рублей за 1000 знаков и гонорар 1000 рублей за текст — две разные истории с точки зрения формы. По содержанию конечно один хрен работа на конвейере товаров для сети Fix Price. И результат будет именно таким: дешевым, некачественным, неинтересным. Может, только для поисковиков. И то не факт.

Комфортный гонорар в нашем случае начинается от суммы в 3000 рублей за статью в 3000-5000 знаков. При таком раскладе исполнительнице нужно написать не меньше 14 текстов средней длины в месяц. Либо вы идете еще дальше и устанавливаете прогрессивную шкалу оплаты: 5000 рублей за статью до 6000 знаков, 10 000 рублей за все, что больше. И вот уже автор у вас пишет по одной шикарной, продуманной, структурированной статье в неделю.

Штука в том, что в работе над текстом стоимость коррелирует с качеством. Чем больше вы платите автору за текст, тем больше времени она может посвятить одному материалу. Потому что гонка идет за качеством, а не количеством. Более того, у нее остается время, чтобы искать экспертов, брать комментарии, возможно, даже интервью. Повышать свой уровень как автора, может, доучиться на редактора и развивать ваш блог дальше.

Это, кстати, второй момент: все редакторы пишут, единицы авторов обладают навыками редактирования. Но это уже другая история. А пока, прежде чем предлагать автору оплату в 30 рублей за 1000 знаков текста для русских и зарубежных профильных изданий, остановитесь, подумайте! Возможно, поработайте так сами месяц или два. И подумайте еще раз, куда вашу компанию заведет такой корпоративный блогинг.