16 марта 2018 г.

Seven seconds, 1 сезон

Сотрудник отдела по борьбе с наркопреступностью Пит Яблонски так торопился к жене в больницу, что не заметил велосипедиста на скользкой дороге в парке, и сбил его насмерть. Вместо того, чтобы вызвать скорую помощь, Пит позвонил коллегам.


Шикарнейшая десятисерийная драма от Нетфликс о том, как трусливые полицейские заметали следы. Сериал основан на драме Юрия Быкова «Майор». Но адаптация захватывает судебный процесс и все, что происходит между.

Первые три серии у меня тяжело пошли, потому что и тема чересчур эмоциональная, и разворачивалась история медленно. Но с четвертой начинается такой огонь, что я просидела над сериалом до часу ночи.

Дело, которое могло бы даже не случиться, превращается в судебную драму из-за трусости отдельного мужчины и системной проблемы. Мачизм, агрессия, расизм, коллекция типичных для сотрудников полиции предубеждений выливаются в случае отдельного подразделения полиции в серию убийств и препятствования правосудию. Система активно защищает своих, но вовсе не потому, что отдельные Пит и товарищи ценны, а ради сохранения системы в целом.

Я бы разделила сюжет на три условных линии: первая — о внутренней борьбе с собой, вторая — о преодолении предрассудков и третья — о борьбе за правду и справедливость.

Героиня Клэр-Хоуп Эшити, Кей Джей Харпер — афроамериканка из привилегированной семьи, занимающая должность на государственной службе. Она достаточно побита жизнью и опытом, чтобы не верить себе и в себя. Для нее дело Батлеров становится личным вызовом сразу по нескольким причинам. С первой до последней серии Харпер проходит тяжелый путь, и все же к финалу мы понимаем, что борьба еще не закончена.

Любопытно, что топливо в локомотив Харпер в этой истории подбрасывает белый мужчина. Майкл Мосли в роли Джо Ринальди по прозвищу Фиш сперва выступает как типичный полицейский — сыплет банальностями и стереотипными суждениями, подшучивает над героиней и ее проблемами. Но затем Ринальди дают возможность взглянуть на себя со стороны, ужаснуться и признать свою неправоту.

Никакого резкого преображения никто из персонажей не переживет. Прежде всего потому, что им не нужно меняться, только стать собой. Харпер способна выполнять свою работу качественно, если за ней есть поддержка. Ринальди проявляет человечность во многих ситуациях, когда позволяет себе сбросить маску. Пит Яблонски и его дружки наоборот, приходят в полицию уже с мыслями, которые позволяют им совершать преступления.

Третья сюжетная линия как раз о конфликте двух систем ценностей: Харпер и Ринальди неважно, кто совершил преступление и кто был жертвой с точки зрения социальных статусов. Они готовы идти против системы, если понадобится, только чтобы осуществить право жертвы на справедливость. Семья Яблонски, ДиАнджело и команда, адвокатесса Хеннеси наоборот, выступают за тех, у кого больше ресурсов и кто считает себя вправе.

Половая принадлежность тут как раз не играет роли. Мать Брэнтона Батлера Латрис готова грызть землю зубами за справедливость для сына, а жене Яблонски Мэри совершенно неважно, убийца ее муж или нет — главное, чтобы ей было комфортно жить. В то же время кузина Мэри, Тереза, ясно видит, кто такие Яблонски и остальные. Сэм Хеннеси пытается разыграть карту сестринства с Харпер, но та дает отпор. Потому что дело тут в другом.

Отдельно хочу сказать о финальной речи гособвинительницы в суде. В многочисленных рецензиях Семь секунд сравнивают с со знаменитой судебной драмой Вердикт, но я в речи Харпер вижу сходство с выступлением героя Мэттью МакКонахи в фильме Время убивать. Только теперь уже не белый мужчина защищает право меньшинства, а представительница угнетенной группы говорит от имени своего народа.

Это важный момент для кино и общества в целом, причем не только американского. У групп, которые раньше не обладали ресурсами для защиты своих прав и вынуждены были обращаться за помощью к представителям привилегированных сообществ, появился свой голос. Который позволяет им выступать единым фронтом с теми, для кого важна правда, а не защита корпоративных интересов. Поэтому дуэт Харпер и Ринальди.

Семь секунд — не просто сериал о расовой ненависти, сегрегации и прочих плакатных высказываниях. Это очень простая и человечная история о том, что предрассудки работают в обе стороны, и каждый человек в разные моменты своей жизни может выступать и как угнетенный, и как угнетатель. Главное — сохранять способность вынырнуть из своего болотца и оглядеться вокруг, авось увидишь истину.